Рим победил в Венеции
«Золотой лев» достался фильму Альфонсо Куарона
Главный приз основного конкурса Венецианского фестиваля, «Золотой лев», присужден фильму «Рома» режиссера Альфонсо Куарона. Российская актриса Наталья Кудряшова награждена призом за лучшую женскую роль в фильме «Человек, который удивил всех» (конкурс программы «Горизонты»). Из Венеции — Андрей Плахов.
Альфонсо Куарон по заказу стримингового канала Netflix снял интимную черно-белую реконструкцию эпохи своего детства и назвал ее «Рома» — по имени старого квартала в Мехико. Это название, вероятно, происходит от Рима: в свое время район считался аристократическим европейским анклавом, а ныне славится средоточием богемы и хипстерской субкульутры. Атмосферу утраченного времени, режиссер, преуспевший в Голливуде, но на сей раз выступивший в роли мексиканского Пруста, воссоздает из деталей и микрособытий, навсегда запечатлевшихся в душе чувствительного ребенка. Еще до показа было легко догадаться, что Куарон — не только давний друг президента жюри Гильермо дель Торо, но и совладелец его кинокомпании — не уедет из Венеции без достойной награды. Впрочем, фильм настолько хорош, что никаких подозрений в сговоре не возникает.
Если не абсолютная справедливость, а ее попросту не бывает, то здравый смысл присутствуют и в распределении других наград. Грек Йоргос Лантимос получил Гран-при жюри, «Серебряного льва», за острую, ядовитую «Фаворитку», а Оливия Колман, сыгравшая в ней на пределе гротеска британскую королеву Анну, заслужила приз за женскую роль — хотя у нее и были достойные соперницы, в том числе партнерши по этой картине.
Поставившему искрометный вестерн «Братья Систерс» Жаку Одиару жюри присудило награду за лучшую режиссуру. И хотя не меньшим достижением этой работы можно считать роли Хоакина Феникса и Джона Си Райли, жюри предпочло ему пафосное олдскульное прочтение Уиллемом Дефо судьбы Ван Гога (фильм «Ван Гог. На пороге вечности» Джулиана Шнабеля). Дефо, принимая награду, назвал Италию страной, усыновившей его, и вспомнил, как ровно тридцать лет назад в атмосфере скандала представлял здесь «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе, в котором играл Иисуса. На этот раз скандалом и не пахло.
Разумеется, никто не был против присуждения приза за сценарий легкой и изящной «Балладе Бастера Скраггса» братьев Коэнов. И, в конце концов, можно смириться и с тем, что два приза, замыкающие наградный список, отошли к австралийскому неовестерну «Соловей»: их получили единственная женщина-режиссер конкурса Дженнифер Кент и молодой актер-абориген Байкали Ганамбарр (приз памяти Марчелло Мастроянни). Это кино, не раздвигающее художественных горизонтов, но вполне годное, рассказывает о страданиях женщин, детей, национальных и прочих меньшинств от жестокости белых колонизаторов-мужчин; его награждение в Венеции — неизбежная дань реваншу феминизма.
У жюри хватило ума проигнорировать псевдосовременный опус «Голос люкс», в котором самой свежей мыслью стало уподобление поп-музыки терроризму и который, несмотря на героические усилия режиссера Брэйди Корбета и актрисы Натали Портман, грешит отсутствием стиля. Остались без наград и более интересные фильмы — «Двойные жизни» француза Оливье Ассаяса и «Петерлоо» британца Майка Ли. Но это только лишний раз говорит о том, что конкурс был сильный, а хороших фильмов больше, чем призов.
Чрезвычайно радикальный опыт субъективно-исторического фильма — «Закат» венгра Ласло Немеша — получил, и хорошо, только приз международной критики ФИПРЕССИ. Не повезло Карлосу Рейгадасу, чья картина «Наше время» была жемчужиной конкурса. Можно понять и главу жюри Гильермо дель Торо: наградив своего соотечественника Куарона, он не мог превратить фестиваль в сплошной триумф мексиканской культуры.
Конкурс программы «Горизонты» пребывал в тени очень насыщенного основного. Призом за режиссуру в «Горизонтах» награжден казах Эмир Байгазин, показавший картину «Река» — третью часть поэтической трилогии, начатой фильмами «Уроки гармонии» и «Раненый ангел». А награды за лучшую женскую роль удостоена Наталья Кудряшова, с чувством и пониманием сыгравшая молодую красавицу крестьянку, жену главного героя, столкнувшуюся с неожиданным преображением мужа. Это роль в структуре фильма «Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова выглядит второплановой, поскольку сюжет строится вокруг героя Евгения Цыганова. Он сыграл прекрасно, однако жюри выделило не столь эффектную, но тонко проработанную женскую роль. В любом случае награда привлекла внимание к этому фильму, достойно (но, увы, в единственном числе) представившему российское кино в Венеции.