Инфляцию раздувает нефтью и ожиданиями
Мониторинг потребительских цен
В августовском обзоре «О чем говорят тренды» экономисты департамента исследований и прогнозирования (ДИП) Банка России, отметив ускорение годовой инфляции до 3,1%, сообщили, что она начала возвращаться к целевому уровню в 4%. В ДИП ЦБ подтвердили, что в среднесрочном периоде риски отклонения инфляции вверх от целевого уровня по-прежнему преобладают из-за временных факторов (в том числе повышения НДС и девальвации рубля) — инфляция временно превысит 4% в 2019 году и вернется к этому уровню в 2020 году. Локально месячный рост потребительских цен с поправкой на сезонность ускорился по сравнению с пониженным уровнем начала года, хотя это также объясняется действием разовых факторов, так как «после коррекции» рост цен остался пониженным.
Описывая контекст происходящего, в ДИП констатируют, что, хотя экономический рост и продолжается «на уровне, близком к потенциальному», наблюдаются «отдельные признаки» его замедления, а динамика российских финансовых рынков ухудшилась на фоне общего оттока капитала из стран с формирующимися рынками и роста рисков ужесточения финансовых ограничений со стороны США.
Де-факто в обзоре ЦБ описаны три драйвера роста цен в этой ситуации — в первую очередь это потребительский спрос, который растет при «поддержке расширения потребительского кредитования и сохранения высоких темпов роста реальной заработной платы на фоне роста дефицита кадров на рынке труда». Второй драйвер — действие эффекта переноса в цены ослабления рубля. Третий — низкая база прошлого года, когда инфляция была существенно ниже расчетной. При этом рост цен на продовольствие аналитики сколько-нибудь заметным инфляционным фактором не считают, отмечая, что он вызван сокращением избытка на рынке мяса и мясопродуктов (а также запретом заметного объема поставок из Бразилии), и ждут, что рынок найдет новое равновесие. Присутствующая же в материалах ДИП интрига с ростом цен производителей, значительно опережающим рост потребительских цен (16,6% год к году против 3,1% соответственно), вызвана, судя по всему, сопоставимым ростом цен на углеводороды. В обзоре отмечается (см. график), что по сопоставимым товарам (присутствующим в обеих корзинах — для расчета и потребительской, и промышленной инфляции) никакого всплеска промышленных цен нет.