Римляне в Патриаршем
Екатерина Зиборова об экспозиции Bvlgari
7 сентября в Московском Кремле открылась выставка римского ювелирного дома Bvlgari, ради которой к нам привезли 510 украшений, одно другого ценнее. Здесь есть и те, что выставляются впервые, как, например, тиара с аквамаринами 1930-х годов или коллекция бриллиантовых украшений итальянской актрисы Анны Маньяни, и те, что уже побывали на недавно прошедших выставках — мадридской "Bvlgari и Рим", римской и сингапурской "Serpenti Form".
Мадридская выставка, как и обещало название, рассматривала связь стиля знаменитого ювелирного дома с римской архитектурой и античным искусством, римская и сингапурская — разные аспекты и воплощения характерного для марки мотива змеи. Московская же экспозиция решает более сложную задачу: через знаковые украшения показать, как за 100 лет, с момента зарождения компании в 1884-м до 1990-х, поменялась роль женщины в обществе. В результате получилась самая масштабная ювелирная выставка в истории как Музеев Кремля, так и самого дома Bvlgari. Представленные в двух зданиях, Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца, экспонаты условно разделены на несколько тем, отражающих всю историю развития ювелирного стиля Bvlgari: изделия с бриллиантами 1930-х, вещи с цветными камнями эпохи "дольче вита" 1950-х, необычный дизайн 1970-х, личные собрания знаменитостей, плюс отдельные коллекции — Monete, Serpenti, Parentesi, Naturalia и Chandra.
Начинать знакомство с выставкой лучше со звонницы, именно там расположились самые старые экспонаты — серебряные украшения и пряжки конца XIX века (все они относятся к временам, когда компания под руководством основателя Сотирио Булгари входила в силу). За ними следуют роскошные вещи из платины и бриллиантов 1930-х годов, созданные в рамках концепции французской ювелирной школы и господствовавшего тогда стиля ар-деко. Многие из этих изделий сегодня оказались в частных коллекциях и были любезно предоставлены владельцами специально для выставки — посетители получили едва ли не единственную возможность познакомиться с ними. Серию украшений из белого металла с цветными камнями открывает тиара с крупными каплевидными аквамаринами общим весом 303 карата, ранее принадлежавшая принцессе Олимпии Торлонии. К слову сказать, это единственная тиара на выставке, если не считать массивных колье, которые Джина Лоллобриджида любила иной раз надеть на голову, что, как вы можете видеть на обложке этого номера, удачно повторила модель Тая Фейстнер в съемке 2015 года.
Коллекции украшений знаменитых актрис XX века Элизабет Тейлор, Анны Маньяни, Ингрид Бергман, Аниты Экберг, Джины Лоллобриджиды и штучные украшения других известных и признанных красавиц мирового уровня замыкают экспозицию в Успенской звоннице. Здесь и золотое зеркальце с бирюзой 1960 года для царственной — в прямом и переносном смысле слова — роли Лиз Тейлор в "Клеопатре", и бриллиантовые броши Анны Маньяни конца 1950-х годов, которые дива любила носить по две сразу, и колье, в котором героиня Ингрид Бергман предстает в фильме "Визит" 1963 года. А между этими сокровищами и тиарой — настоящее буйство цвета: украшения с драгоценными камнями всех цветов радуги 1960-1980-х годов, когда дом отходит от классического стиля французский школы, обращается к смелым цветовым сочетаниям и мастерски овладевает огранкой кабошон. Колье-чокеры, короткие колье с подвесками, сотуары с рубинами, изумрудами, сапфирами, а также с аметистами и другими самоцветами всевозможных оттенков. Особенно впечатляет сотуар с изумрудным кабошоном размером с мячик для пинг-понга и весом 44,6 карата (именно в нем, в два оборота надетом, предстает модель на афише выставки). Есть и более ранние вещи: золотые портсигары, несессеры и сумочки 1940-х. Броши в виде букетиков цветов с бриллиантами, выполненные в технике tremblant, и с цветными камнями — это уже 1950-е. Необычные сочетания карнелиана, коралла, ляпис-лазури с более дорогими и прозрачными камнями в украшениях 1970-х годов, нехарактерные для Bvlgari колье с подвесками: из аметиста в виде слона или из резного изумруда в виде фигуры египетского фараона.
История самых знаковых ювелирных коллекций Bvlgari развернулась в Одностолпной палате Патриаршего дворца. Здесь находятся украшения линии Monete разных годов — с древнегреческими и древнеримскими монетами возрастом около 2 тыс. лет. Следом расположились витрины с ювелирными часами и браслетами Serpenti, в которых получила наилучшее воплощение запатентованная маркой техника tubogas. За ними — серия Naturalia с колье, брошами, серьгами и кольцами с мотивами рыб, ракушек и парусников. А в финале очарованного посетителя ожидают короткие колье-чокеры 1990-х годов, когда главная роль самого драгоценного из камней досталась бриллиантам, и фантастический комплект украшений Chandra c бусинами белого фарфора.
Кураторы выставки проделали колоссальную работу, чтобы столь убедительно продемонстрировать развитие ювелирных стилей XX века. Подбор разноплановых экспонатов, сопровождение выставки многочисленными фотографиями дам былых эпох, кадрами из фильмов с участием изделий Bvlgari — все это наглядно демонстрирует, как по-разному можно носить ювелирные украшения и относиться к ним. Какие бы времена ни были, женщины всегда найдут возможность и повод надеть что-то из драгоценностей. Равно как не упустят случая полюбоваться украшениями музейными.
Выставка продлится до 13 января 2019 года