Заповедники ставят на лыжи
Экологи связывают поправки Минприроды с планами по расширению курортов
Минприроды разработало поправки к законодательству, которые закрепляют за правительством полномочия устанавливать критерии и механизм согласования биосферных полигонов на территории заповедников. Это необходимо для того, чтобы ввести в действие закон, фактически разрешающий строительство на особо охраняемых территориях. Экологи связывают сам закон и новые поправки с предполагаемым расширением курортов Красной Поляны за счет территории Кавказского заповедника.
Природоохранное ведомство опубликовало для обсуждения проект поправок к законам «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ) и «Об экологической экспертизе». Они закрепляют за правительством полномочия по разработке «порядка и критериев принятия решений о создании биосферных полигонов в границах государственных природных заповедников». Ранее такие полигоны можно было создавать только за пределами ООПТ, но в 2016 году Госдума разрешила открывать их и на заповедных территориях. На полигонах разрешено заниматься «развитием познавательного туризма, физической культуры и спорта», для чего «допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры».
Также в 2016 году Минприроды разработало критерии и механизм согласования создания биосферных полигонов на территории заповедников. В частности, в документе отмечалось, что заявка должна быть одобрена Минприроды, а в случае если заповедник включен в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, ведомство направляет в секретариат Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия запрос на проведение консультативной миссии. Как ранее сообщал “Ъ”, экологи с «острожным оптимизмом» встретили документ, оценивая порядок согласования как «довольно сложный».
«Документ, к сожалению, не был утвержден, так как правительство не имело предусмотренных законом полномочий по его разработке,— объяснил “Ъ” эксперт "Гринписа России" Михаил Крейндлин.— Теперь Минприроды решило устранить пробел». Эколог опасается, что новые критерии будут не столь жестко регламентировать процедуру создания полигонов, чем представленные ранее.
Дело в том, что экологи с самого начала связывали закон, разрешающий строительство объектов инфраструктуры на заповедных территориях, с планами по расширению горнолыжных курортов Красной Поляны за счет территории Кавказского заповедника (включен в число объектов ЮНЕСКО). В частности, как ранее заявляли “Ъ” экологи, представители курорта «Роза Хутор» планировали увеличить протяженность горнолыжных трасс именно за счет расширения курорта, который находится в Сочинском нацпарке, на территорию Кавказского заповедника.
“Ъ” (см. номер от 5 июня) сообщал и о планах компании «Газпром» (владеет горно-туристическим центром «Газпром») расширить горнолыжный кластер, создав на территории сочинских нацпарка и заказника более 70 км новых горнолыжных трасс. В документе (есть в распоряжении “Ъ”) сообщается, что изначально мастер-план предполагал освоение территории Кавказского заповедника, однако эти планы невозможно реализовать из-за «жесткого режима особой охраны» и «неопределенности сроков принятия поправок к природоохранному законодательству». Впрочем, как ранее сообщал “Ъ” (см. “Ъ” от 26 июля), из-за принятого Госдумой в июле закона, запрещающего возведение на территории нацпарков спортивных сооружений (объектов капитального строительства), планы «Газпрома» нереализуемы.
Экологи опасаются, что после принятия поправок корпорация вернется к изначальному плану по освоению территории Кавказского заповедника. В управлении информации ПАО «Газпром» от комментариев отказались. В компании «Роза Хутор» “Ъ” сообщили, что в прошлом году курорт завершил этап постолимпийского развития, а сейчас реализует программу, направленную на «улучшение качества имеющейся инфраструктуры, совершенствование сервиса, расширение набора туристических продуктов и услуг». «Дальнейшее развитие курорта, если в будущем появятся такие планы, будет происходить на рекреационных землях Сочинского нацпарка и Сочинского природного заказника»,— рассказала “Ъ” начальник управления по связям с общественностью и рекламе компании «Роза Хутор» Виктория Вергельская.
Как прокуроры присмотрелись к заповедному
Генпрокуратура осталась недовольна работой Росприроднадзора по контролю деятельности ООПТ. Прокуроры обращают внимание, что служба «длительное время» оставляет без внимания нарушения законодательства. В Росприроднадзоре рассматривают претензии надзорного ведомства. Экологи считают причиной большинства нарушений недостаток финансирования природоохранных территорий.