«Авиадвигателю» включают реверс
Под американские санкции попало первое крупное предприятие Прикамья
АО «ОДК-Авиадвигатель» включено в санкционный список министерства торговли США из-за участия в российских военных проектах в аэрокосмической отрасли. С 26 сентября в отношении предприятия действует запрет на поставки товаров, на которые распространяются требования американского экспортного контроля. Официально приоритетными направлениями деятельности «Авиадвигателя» являются проекты в области гражданской авиации по созданию двигателей ПД-14 и ПД-35. В ОДК говорят, что на производстве ПД-14 санкции не скажутся. По мнению экспертов, проблемы могут возникнуть при приобретении программного обеспечения, используемого для проектных работ.
Министерство торговли США объявило о введении санкций в отношении 12 российских компаний, деятельность которых идет вразрез с приоритетами безопасности государства. Среди них пермское АО «ОДК-Авиадвигатель». Как следует из документа, размещенного на сайте федерального реестра США, общество и еще четыре российские компании попали в санкционный список из-за поддержки российских военных проектов в аэрокосмической отрасли. Санкции означают запрет на поставки товаров и иных продуктов, на которые распространяются требования экспортного контроля США.
«ОДК-Авиадвигатель» — конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей для авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий. Согласно открытым источникам, КБ разработало только один двигатель, использовавшийся на военных самолетах. Речь идет о Д-30Ф6, которым оснащаются истребители МиГ-31. Впрочем, он был запущен в эксплуатацию еще в 1978 году. В данный момент он серийно не выпускается, на другом предприятии изготавливаются только детали и составные единицы, использующиеся для ремонта Д-30Ф6. «Авиадвигатель» является и разработчиком двигателей Д-30 и ПС-90А-76, которые используются на военно-транспортных Ил-76 и заправщиках Ил-78. Двигателями семейства ПС-90 оснащаются также Ил-96 СЛО «Россия», Ту-204 и Ту-214 (используется в качестве самолета-ретранслятора).
Предприятие является головным разработчиком перспективного двигателя ПД-14 для среднемагистрального самолета МС-21 и двигателя ПД-35 для российско-китайского дальнемагистрального CR929. В ОДК заверили, что санкции на производстве двигателя ПД-14 никак не скажутся. «Доля импортных комплектующих в авиационных двигателях разработки „ОДК-Авиадвигатель“ минимальная. В настоящее время в плановом порядке ведется работа по импортозамещению»,— сообщили в ОДК.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что ПД-14 и ПД-35 — это проекты, связанные прежде всего с гражданской авиацией. По его мнению, серьезного влияния на ПД-14 санкции не окажут. С другой стороны, эксперт полагает, что санкционные меры могут коснуться программного обеспечения, которое приобретается для использования в проектировочных работах. «В какой-то части его удастся заменить на европейский или азиатский продукт. Но здесь возникает вопрос, будут ли США вводить санкции против компаний, которые работают с российскими предприятиями, уже попавшими под них. В этом плане последствия могут оказаться серьезней»,— считает господин Пантелеев.
Олег Пантелеев обращает внимание, что вместе с «Авиадвигателем» в санкционный список попали Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» и ульяновское АО «АэроКомпозит». По его словам, обе компании активно задействованы в проекте МС-21. Так, на заводе в Обнинске разрабатывают и изготавливают элементы оперения (киль и стабилизаторы) из композитных материалов, а ульяновское предприятие — композитные части крыла. «Конечно, на этих предприятиях есть и программы по выпуску продукции двойного назначения, но основное направление — продукция для гражданской авиации»,— говорит эксперт.
В правительстве края не комментируют включение «Авиадвигателя» в санкционный список. «Скорее всего, какие-то проблемы это предприятию создаст, но какие именно — это может знать только ОДК»,— сообщил источник в кабмине.