Требуйте досчета после одобрения
Бюджет пока не проявляет избыточной щедрости в отношении нацпроектов
В бюджете на 2019–2021 годы приоритетные национальные проекты, последние из которых одобрены в целом 24 сентября, выглядят несколько менее эффектно, чем это было в июне. В федеральных расходах все 12 проектов и инфраструктурная программа занимают около 10% всех расходов вместо ожидаемых 15%, ассигнования на 2019 год в основном менее ожидавшихся, практически неизбежна дальнейшая корректировка нацпроектов, по восьми из них есть и нераспределенные резервы. К 15 ноября Минэкономики предстоит выполнить одно из самых щекотливых поручений — оценить, достижимы ли цели майского указа Владимира Путина при таких расходах на нацпроекты.
В бюджетном пакете законопроектов на 2019–2021 годы (см. “Ъ” от 26 сентября и 1 октября) уже содержалась информация о том, чем закончилась работа ведомств и совета по стратегическому развитию и нацпроектам в бюджетном разрезе: в приложении 6 к пояснительной записке к закону о бюджете даны общие цифры федерального финансирования нацпроектов на три года. При этом по состоянию на конец сентября в Белом доме сохранялись разногласия по половине нацпроектов. Их преодолели скопом на заседании комиссии по нацпроектам 24 сентября — одобрены в целом паспорта шести из 12 проектов (еще шесть утверждены ранее) и паспорт инфраструктурной программы.
Это делает практически неизбежными дополнительные коррекции нацпроектов уже в 2019 году: высокопоставленные источники “Ъ” в аппарате правительства еще в начале сентября предполагали, что доработка нацпроектов будет происходить уже после принятия бюджета. К тому же к 15 ноября главе Минэкономики Максиму Орешкину поручено произвести оценку возможности достижения показателей национальных целей майского указа (пункт 1 указа №204) средствами нацпроектов. Минэкономики будет крайне сложно публично сомневаться в итогах работы Белого дома в июне–сентябре 2018 года, но все системные замечания ведомства могут быть учтены в нацпроектах никак не ранее конца года.
Такие замечания весьма вероятны: «переупаковка» первых версий паспортов нацпроектов и их описание бюджетными средствами несколько изменили их содержание по крайней мере на 2019 год. Общая сумма федеральных ассигнований на проекты и программу на 2019 год — 1,69 трлн руб. (неофициально ожидалось около 2 трлн руб.), сумма на три года — 5,64 трлн руб., это соответствует чуть менее 10% федеральных расходов этих лет, к 2021 году доля нацпроектов в бюджете немного растет.
По части нацпроектов цифры финансирования на 2019–2021 годы ниже, чем в соответствующих строках утвержденных паспортов. Для проекта «Цифровая экономика» расходы-2019 — 228 млрд руб., в бюджете — 108 млрд руб. В случае с экологическим нацпроектом утвержденная паспортом цифра федерального финансирования на 2019 год — 59 млрд руб., в бюджетной справке — 49 млрд. В социальных нацпроектах, проекте по науке, малому бизнесу и жилью цифры практически совпадают с паспортными. В случае с медицинским проектом наблюдается переброска части расходов нацпроекта с 2019 года на 2020-й.
У части нацпроектов составляющие их федеральные проекты (ФП) в 2019–2021 годах вообще не финансируются из бюджета, и в этом свете их статус как федеральных не слишком понятен. Таковы, например, ФП «Чистая вода», «Сохранение Байкала», «Сохранение биоразнообразия» и «Сохранение уникальных водных объектов» экологического нацпроекта, ФП «Автодороги Минобороны» дорожного, ФП «Цифровые технологии» и «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта по цифровизации, три из пяти ФП нацпроекта по малому и среднему предпринимательству. ФП «Ипотека» жилищного нацпроекта федерально финансируется на 0 руб., а ФП «Чистый воздух» экологического — лишь на 1 млрд руб. в 2019 году, после чего финансирование закрывается.
Из паспортов нацпроектов постепенно исчезают и наиболее непонятные моменты. Так, в паспорте нацпроекта «Культура» не упоминается мегаплан создания восьми «культурно-образовательных комплексов» на 240 млрд руб. (см. “Ъ” от 18 июля) на внебюджетные средства. Его сменил более дешевый план строительства 39 «центров культурного развития» — уже не в мегаполисах (Владикавказ, Владивосток, Кемерово), а в городах с населением 50–300 тыс. человек.
В восьми нацпроектах бюджетная справка фиксирует наличие нераспределенных резервов, иногда (как в случае с дорожным проектом) составляющих половину ассигнований. Это хороший повод продолжить их бюджетирование уже после утверждения федерального бюджета.