Машины едут за рубеж по-старому
Автоэкспорт повторяет показатели 2017 года
Экспорт легковых автомобилей из России за восемь месяцев остался практически на уровне 2017 года по объемам. В деньгах поставки за рубеж примерно на одном уровне: упали по легковым машинам и выросли по грузовикам. Тем не менее в отрасли дают оптимистичные прогнозы и ожидают роста автоэкспорта до $3,3 млрд.
Экспорт легковых автомобилей из РФ в январе—августе вырос на 0,2%, до 57,2 тыс. штук, грузовых — на 3,6%, до 8,4 тыс. штук, сообщила ФТС. При этом в стоимостном выражении динамика поставок автомобилей за рубеж различна: экспорт легковых машин снизился на 14,1%, до $791,8 млн, грузовых — вырос на 13%, до $191,4 млн. По сравнению с июлем в августе поставки легковых автомобилей снизились как в объемах (на 2,6%, до 6,9 тыс. штук), так и в деньгах (на 8,2%, до $90,8 млн).
Поставки легковых машин сокращаются второй месяц подряд: в июле они падали на 24,5% (до 7 тыс. штук) в объемах и на 22,5% (до $96,9 млн) в денежном выражении. Экспорт грузовиков в августе вырос по сравнению с предыдущим месяцем на 20%, до 1,3 тыс. штук (в деньгах рост на 15,6%, до $34,3 млн. При этом в июле поставки грузовых автомобилей падали на 1,8%, до 1,1 тыс. штук, но также росли в стоимостном выражении — на 27%, до $28,7 млн. Отметим, что по итогам первого квартала экспорт легковых автомобилей падал на 16,2%, до 15,7 тыс. штук, грузовиков — на 14,5%, до 2,5 тыс. штук. В январе—июне поставки легковых машин из РФ падали на 0,4%, до 43,1 тыс. штук, грузовых — росли на 4,6%, до 6,1 тыс. штук.
Минпромторг ожидает роста производства автомобилей в России в нынешнем году на 14,4%, до 1,75 млн штук. А на рынке ждут, что внутренний спрос вырастет до такого же уровня, то есть примерно на 10–15%. Если доля машин российского производства в продажах в РФ останется на нынешнем уровне в 85,8%, Минпромторг в своих ожиданиях роста выпуска, видимо, рассчитывает именно на увеличение экспорта.
Генеральный директор Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР, входит в группу Российского экспортного центра) Никита Гусаков пояснил “Ъ”, что «спрос предсказуемо неравномерен по месяцам». Среди факторов он отметил как сезонность, так и цикличность поставок. «Сокращение поставок легковых автомобилей в августе — это сезонное явление, пик отпусков на всех ключевых рынках,— сказал он.— С грузовиками все не так очевидно: факторов много, в первую очередь поставки по новым контрактам, но и сезонность присутствует, только ситуация обратная — по грузовым автомобилям низкий сезон закончился в июле». В Российском экспортном центре ожидают роста автоэкспорта до уровня $3,3 млрд по итогам года, отмечая, что по оптимистичному варианту он может достичь $3,5 млрд.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting дает прогноз по автоэкспорту (всех видов) 89–90 тыс. штук, в денежном выражении — с $3 млрд до $3,3 млрд по итогам 2018 года. Он отмечает, что нарастить недостающие объемы за осень реально, поскольку это более высокий сезон в автопроме.
Почему доходы от автоэкспорта снижаются
Экспорт автомобилей из РФ в первом полугодии остался примерно на уровне 2017 года по объемам и заметно упал в денежном выражении. Эксперты связывают снижение доходности поставок с курсом рубля и ростом экспорта более дешевых моделей. Но в целом, по сравнению с первым кварталом, когда падение было значительным, поставки выровнялись. По итогам года в отрасли ожидают роста экспорта до $3,3 млрд, но ряд из них отмечает сложности с выходом компаний на новые рынки.