Виктор Вексельберг пошел на OFAC

Бизнесмен пожалуется Вашингтону на Вашингтон

Основной владелец группы «Ренова» Виктор Вексельберг планирует обжаловать введенные в отношении него американские санкции в Минфине США, который их и установил. Юристы считают, что у бизнесмена фактически нет шансов оспорить санкции, рекомендуя вместо этого вступить в диалог с регулятором, как это уже сделал Олег Дерипаска: такой способ эффективнее и поможет снизить негативные последствия. Но пока российским бизнесменам и компаниям не удавалось избавиться от санкций.

— Виктор Вексельберг, владелец «Реновы», 25 мая (цитата по «Прайм»)
За этот год черные полосы сильно посветлели, потому что то, что нам казалось кошмарным, оказалось уж не таким кошмарным, а то, что исчезли белые полосы, в значительной степени стало объективной реальностью

Основной владелец группы «Ренова» Виктор Вексельберг

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Виктор Вексельберг, попавший в санкционный черный список — SDN List — управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США 6 апреля вместе со своей группой «Ренова», намерен оспорить это. «Моя позиция проста: санкции незаконны и несправедливы, буду судиться»,— заявил он 15 октября. Затем представитель «Реновы» Андрей Шторх пояснил, что господин Вексельберг все же намерен сначала обратиться в само OFAC, а не обжаловать санкции в суде. По его словам, уже работает команда юристов, но деталей в «Ренове» не раскрывают.

Фигурантам черного списка запрещены въезд в США и операции в долларах, их счета замораживаются, американским гражданам и компаниям нельзя вести с ними дела. Расширение SDN List в апреле (тогда туда также попал совладелец «Русала» Олег Дерипаска, глава «Газпрома» Алексей Миллер, глава ВТБ Андрей Костин, совладелец «Сибура» Кирилл Шамалов и другие) в OFAC объясняли «попытками России подорвать западную демократию», событиями на Украине и «оккупацией Крыма».

Кто еще попал в санкционный список США

Смотреть

Поскольку санкции распространяются на все активы, в которых фигуранты SDN List владеют эффективной долей от 50%, Виктор Вексельберг снижал свое присутствие в компаниях, даже в тех, где у него не было контрольного пакета. Так, швейцарская Sulzer выкупила 15,24% своих акций у «Реновы», доли группы и господина Вексельберга в других активах (швейцарские Oerlikon и Schmolz + Bickenbach, российские ЭПМ, «Т Плюс», «Хевел») снизились благодаря росту долей миноритариев. Использовались обмены долей и выдача акций по «мотивационной программе», что позволяло избежать проблем с банковскими проводками. Но банки Швейцарии заморозили около 1 млрд швейцарских франков на счетах Виктора Вексельберга, а Промсвязьбанк прокредитовал рефинансирование долгов «Реновы» перед западными банками: как писал “Ъ” в мае, речь шла о кредитах на €820 млн под залог 26,5% акций «Русала».

Партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая говорит, что случаев успешного оспаривания включения в SDN List еще нет в силу «юности» закона CAATSA («О противостоянии противникам Америки посредством санкций»), принятого год назад. По ее мнению, обжаловать санкции США в американских же судах «нет смысла, тем более что спор будет затяжным и недешевым». Такого мнения придерживается и партнер юрфирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин: «Перспектива оспаривания санкций США как в административном, так и в судебном порядке представляется мне весьма спорной, поскольку решения о них принимаются на политическом уровне». Господин Водолагин предполагает, что есть теоретическая возможность оспаривания через механизмы ВТО, но добавляет, что «и там существуют оговорки, что государство вправе допускать изъятия, если они обусловлены национальной безопасностью». О попытках других российских бизнесменов, попавших под западные санкции, оспаривать их в судах, см. на сайте “Ъ”.

Как российский бизнес жаловался на западные санкции

Смотреть

Более эффективным способом, продолжает госпожа Мостовая, является диалог с Минфином США: «Пример Олега Дерипаски показывает, что переговоры имеют смысл. OFAC уже несколько раз сдвигал сроки закрытия сделок с участием En+. Поэтому это единственный очевидный способ если не снятия санкций, то как минимум смягчения их негативного эффекта». Есть ли планы по оспариванию санкций у Олега Дерипаски, его представитель не говорит. Сейчас En+ бизнесмена обсуждает с Минфином США вариант, при котором господин Дерипаска может передать часть своих акций En+ в слепой траст под управлением американского банка, сообщало агентство Bloomberg.

Андрей Райский, Анатолий Джумайло

Как российский бизнес жаловался на западные санкции

Пока ни одно лицо, попавшее под санкции США и ЕС, не сумело полностью их оспорить. Так, в европейских судах уже рассматривались жалобы «Роснефти», Сбербанка, ВТБ, ВЭБа, «Газпром нефти» и концерна «Алмаз-Антей». Практически во всех поданных жалобах говорилось о непричастности компаний к причинам введения санкций, о том, что ограничения нарушают международные договоры, наносят материальный вред всем сторонам и сомнительны с точки зрения легитимности. Однако по всем жалобам суды решили, что Совет ЕС правомерно наложил ограничения на лиц, «подрывающих территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины». Сначала это подтвердила высшая судебная инстанция ЕС Суд справедливости по иску «Роснефти» в марте 2017 года, а 13 сентября 2018 года, как и ожидалось, нижестоящий Европейский суд общей юрисдикции (ЕСОЮ) вынес аналогичное решение в отношении остальных компаний, подтвердив законность санкций.

Единственным, кто добился частичной победы, стал владелец «Стройгазмонтажа» Аркадий Ротенберг. 30 ноября 2016 года ЕСОЮ признал, что введенные против него в 2014 году санкции были необоснованны, но все равно оставил в силе ограничения от 2015 года. Основанием стало то, что первоначальное решение о наложении санкций не содержало достаточного подробного изложения причин, а через год оплошность была устранена. То есть миллиардер все равно остался в черном списке ЕС, и его активы не размораживались.

Андрей Райский

Как Виктор Вексельберг и Олег Дерипаска спасают свои активы

«Ренова» Виктора Вексельберга и En+ Олега Дерипаски, попавшие под санкции США, в августе начали работу по снижению рисков для своих энергоактивов. «Ренова» снизила до 46% свою долю в инвестирующем в солнечную энергетику ООО «Хевел», а En+ намеревалась перевести En+ Holding из кипрской юрисдикции в один из российских специальных административных районов (САР).

Читать далее

Вся лента