Церковные конфликты
Досье
Как Константинопольский патриархат конфликтовал с православными церквями — в справке «Огонька»
После обретения Эстонией независимости, в июле 1923 года Константинопольский патриарх Мелетий IV принял под свою юрисдикцию на правах автономии Эстонскую церковь, находившуюся ранее в юрисдикции Москвы. После освобождения страны от нацистской оккупации часть высших церковных иерархов эмигрировала из Эстонии в Швецию, а в 1978 году Константинопольский патриархат (КП) по требованию Русской православной церкви (РПЦ) отменил свое решение. Однако после распада Советского Союза в Эстонии вновь возник вопрос о восстановлении автономной Церкви. В августе 1993 года Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ) в изгнании была зарегистрирована, а спустя год КП вновь принял ее под свою юрисдикцию. В феврале 1996 года РПЦ приостановила церковное общение с КП. После ряда переговоров стороны пошли на компромисс. На территории республики остались параллельно существовать две Церкви: одна в юрисдикции КП, другая относится к РПЦ. Прерванное общение было возобновлено.
В 1966 году македонские епископы обратились к Сербской православной церкви с просьбой об автокефалии, в чем им было отказано. 19 июля 1967 года они в одностороннем порядке провозгласили автокефалию православной церкви в Македонии, однако она не была признана другими Церквями. В ноябре 2017 года Болгарская православная церковь заявила, что готова признать ее статус. Однако это заявление вызвало протест со стороны КП, который в феврале 2018 года осудил действия Болгарского патриархата. В настоящее время Македонская православная церковь никем не признана и общение с ней не поддерживается.
10 апреля 1970 года РПЦ предоставила автокефалию православной церкви в Америке. Однако КП не признал ее независимость. Кроме РПЦ автокефалию православной церкви в Америке подтвердили Грузинская, Болгарская, Польская, а также церкви Чешских земель и Словакии.
В ноябре 1996 года КП образовал Гонконгскую митрополию. После ее преобразования 9 января 2008 года в состав митрополии вошли Китай, а также ряд стран Юго-Восточной Азии — Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Филиппины. В реальности у КП есть приходы только в Гонконге, на Филиппинах и в Тайване. В КНР до конца 1960-х годов существовала автономная Китайская православная церковь под юрисдикцией Московского патриархата. Однако в настоящее время она фактически прекратила свое существование, у нее нет епископа (его временно заменяет московский патриарх) и государственной регистрации. Де-юре РПЦ считает ее своей канонической территорией, поэтому 15 апреля 2008 года она выступила с заявлением о неправомерности притязаний Константинополя на Китай. Также у РПЦ есть отдельные приходы в странах Юго-Восточной Азии, на территории которых притязает КП.
В начале 2002 года в Сурожской епархии РПЦ (на территории Великобритании и Ирландии) возник конфликт между местным клиром и назначенным из России в качестве помощника епископа нынешним митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым). Его обвинили в авторитарности и вмешательстве в дела Церкви. В июле того же года он был вынужден вернуться в Россию. Пришедший на смену прежнему епископу Василий (Осборн) 24 апреля 2006 года обратился к КП с просьбой перейти в его юрисдикцию. Согласие было получено, и в июне того же года он вместе с частью духовенства перешел под начало Константинополя. 27 марта 2007 года РПЦ после переговоров с КП признала статус епископа Василия.