Что нужно знать о Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
История, суть и важность договора — в материале “Ъ”
США вышли из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), обвинив Россию в несоблюдении соглашения.
Как договаривались
СССР в середине 70-х годов XX века начал развертывать на западных рубежах баллистические ракеты средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). США в 1979 году приняли «двойной план довооружения Европы» и чуть позже начали развертывать баллистические ракеты Pershing-II и крылатые ракеты наземного базирования BGM-109G в ФРГ, Британии, Италии, Бельгии и Нидерландах. Переговоры об ограничении этого вида вооружений велись с начала 1980-х, и проходили в несколько этапов. Обсуждался, в частности, отвод советских ракет за Урал в обмен на вывод американских из Европы.
8 декабря 1987 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали в Вашингтоне договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Соглашение вступило в силу 1 июня 1988 года.
О чем договорились
Стороны обязались за три года уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1–5,5 тыс. км) и меньшей (0,5–1 тыс. км) дальности, а также не иметь, не производить и не испытывать таких ракет в будущем. Для контроля стороны могли проводить инспекции в течение 13 лет после его вступления в силу.
Как исполняли
СССР уничтожил баллистические ракеты комплексов «Темп-С» (дальностью 900 км), «Ока» (хотя формально он под договор не подпадал — его дальность составляла 400 км), «Пионер» (до 5 тыс. км), устаревшие Р-12 (около 2 тыс. км) и Р-14 (4,5 тыс. км). Также были уничтожены новейшие крылатые ракеты РК-55 «Рельеф» (2,6 тыс. км), которые были приняты на вооружение в 1986 году и еще не были развернуты.
США ликвидировали баллистические ракеты Pershing-IA (дальностью 740 км), Pershing-II (1,77 тыс. км) и крылатые BGM-109G (наземная модификация ракеты Tomahawk до 2,5 тыс. км). Согласно договору были уничтожены также пусковые установки, стартовые сооружения, вспомогательное оборудование и другая техника.
СССР вывел из эксплуатации в два раза больше ракет, чем США (1836 и 859 соответственно), почти в три раза больше пусковых установок (851 против 283), уничтоженные советские ракеты могли нести почти в четыре раза больше ядерных боевых блоков (3154 против 846).
Когда начались проблемы
Договор о РСДМ является бессрочным. Каждая из сторон имеет право выйти из него, если решит, что «связанные с содержанием настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы». О своем выходе она должна уведомить за шесть месяцев.
В октябре 2007 года на встрече с госсекретарем США Кондолизой Райс и министром обороны Робертом Гейтсом в Москве Владимир Путин не исключил, что Россия может выйти из договора о РСМД, заявив: «Нам будет сложно оставаться в рамках этого соглашения, когда другие государства активно развивают такие системы вооружений. В том числе государства, которые находятся в непосредственной близости от наших границ».
В июле 2014 года Барак Обама в письме Владимиру Путину впервые на уровне глав государств обвинил Россию в испытаниях крылатых ракет средней дальности, нарушающих договор. В свою очередь, у России так же нашлись претензии к США относительно соблюдения ими некоторых пунктов договора (см. ниже). Проведенные после этого консультации в рамках Специальной контрольной комиссии по Договору и переговоры на различных дипломатических уровнях не смогли снять озабоченностей сторон.
В чем стороны обвиняют друг друга
США утверждают, что российские военные в нарушение договора разрабатывают новую крылатую ракету наземного базирования с дальностью полета более 500 км. В 2017 году стало известно, что речь идет о ракете SSC-8 по классификации США (также известна как 9М729) на основе ракеты морского базирования 3M-54 «Калибр». По данным американских спецслужб, она уже поставлена в войска. Москва подтверждает существование ракеты, но отрицает, что она по своим характеристикам нарушает РСМД.
Россия выдвигает три встречных претензии:
— использование для отработки ПРО учебных целей ракет-мишеней Нera, LRALT и MRT, которые, по мнению российской стороны, по своим характеристикам не отличаются от баллистических ракет средней дальности;
— применение ударных беспилотников Reaper и Predator с радиусом действия свыше 500 км, которые подпадают по зафиксированное в договоре определение крылатых ракет;
— размещение в Польше и Румынии пусковых установок противоракет Mk 41, которые, как считает российская сторона, могут использоваться и для запуска запрещенных договором крылатых ракет.
Кто еще обладает подобными ракетами
В настоящее время пять стран — Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР — обладают баллистическими ракетами средней дальности наземного базирования в ядерном оснащении, еще ряд государств имеет ракеты этого класса в обычном снаряжении.
Особую озабоченность США вызывает Китай. По данным ежегодного доклада Министерства обороны Конгрессу США, опубликованного в мае 2018 года, у КНР насчитывается до 330 баллистических ракет средней дальности (до 30 ракет дальностью 3–5,4 тыс. км, а также 200–300 ракет дальностью от 1,5 тыс. до 3 тыс. км) на 100–150 пусковых установках. А также 1–1,2 тыс. ракет малой дальности (от 300 до 1 тыс. км) на 250–300 пусковых установках.
В число ракет малой дальности входят «Дунфэн-15» (по классификации НАТО — CSS-6), «Дунфэн-11» (CSS-7), «Дунфэн-16» (CSS-11) и другие. В число ракет средней дальности — «Дунфэн-21» (CSS-5), «Дунфэн-26» (принята на вооружение в апреле 2018 года) и другие. Ракеты серии «Дунфэн» обозначаются также аббревиатурой DF.
Как уходит эпоха разоружения
Договор о РСДМ стал не первой жертвой ухудшающихся отношений России с Западом.
В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).
В 2007 году Россия приостановила действие договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) от 1990 года, ограничивавшего пять основных категорий вооружений и техники.
В 2016 году Россия приостановила участие в соглашении с США об утилизации оружейного плутония (СОУП) от 2002 года.
В 2018 году возникли проблемы с реализацией договора по открытому небу (ДОН) 1992 года, повышающего меры доверия путем взаимных разведывательных полетов.
Под вопросом продление договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), заключенного в 2010 году.
Мнения экспертов
Программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев: «Представьте, если вдруг происходит какой-то технический сбой, происходит запуск ракет. В текущих условиях, если это межконтинентальная баллистическая ракета, есть время для того, чтобы по линии горячей связи предупредить о том, что это ошибка, это случайный запуск и так далее. А представьте, если у вас не двадцать пять минут, а несколько минут. Ничего нельзя будет успеть сделать» (22 октября в интервью “Ъ FM”).
Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин: «Политически такой ход Трампа — накануне выборов в Конгресс — наносит удар по критикам, которые постоянно упрекают президента в потакании Кремлю… В практическом плане выход из ДРСМД развязывает Вашингтону руки, в первую очередь для устрашения КНДР и одновременно усиления давления на Китай, о котором Трамп специально упомянул в своем заявлении о выходе из договора» (в статье, размещенной 22 октября на сайте центра).
Эксперт американского Центра военно-морского анализа Майкл Кофман: «Конгресс еще должен выделить средства на создание подобных систем, и до того, как это случится, пройдет некоторое время. Тогда как у Москвы, очевидно, уже есть подобные ракеты, и она сможет сразу же их легализовать, извлекая пользу из отмены договора» (21 октября в комментарии “Ъ”).