Аудиторы борются за Крым
Профильным СРО не хватает членов для сохранения статуса
Разногласия между Минфином и ЦБ по реформе аудита породили очередной виток борьбы между саморегулируемыми организациями рынка (СРО) за новых участников. Нынешние количественные критерии по численности (2 тыс. компаний и 10 тыс. аудиторов) обе СРО соблюдают с трудом, а изменения в закон так и не приняты. В результате СРО пытаются переманить друг у друга членов и привлечь новых, причем наиболее активная конкуренция развернулась за аудиторов Крыма.
Между двумя СРО на рынке аудита вновь началась борьба за членов. В аудиторских компаниях, состоящих в СРО ААС, рассказали “Ъ”, что они совершенно неожиданно стали получать рассылки от СРО РСА, побуждающие их сменить саморегулируемую организацию и обещающие различные бонусы. В рассылках (одна из них есть в “Ъ”) СРО РСА сообщает аудиторам, что именно она «единственная СРО в России, выполняющая требования законодательства по численности юридических и физических лиц», обещает аудиторам при вступлении в члены СРО в четвертом квартале 2018 года бесплатное повышение квалификации. Членские взносы, как следует из рассылки, в СРО РСА «на 15–17% ниже общестатистических». А первый членский взнос для вступивших в СРО в четвертом квартале 2018 года можно будет уплатить только в апреле следующего года.
Глава СРО РСА Людмила Козлова подтвердила “Ъ” факт рассылки писем. Однако, по ее словам, это нужно рассматривать как ответный шаг на действие другой СРО ААС. «Мне наши члены из Крыма рассказывали, что, выступая в Крыму, руководство СРО ААС сообщало о самоликвидации нашей СРО и убеждало переходить к ним,— говорит она.— И мы своей рассылкой просто подтвердили, что с СРО все в порядке». Еще один собеседник “Ъ”, близкий к СРО РСА, сообщил о факте переманивания членов в других регионах.
Глава СРО ААС Ольга Носова сообщила “Ъ”, что они регулярно проводят в регионах конференции и круглые столы, на которые приглашают всех аудиторов. «Университетские корни ассоциации "Содружество", определяющие стиль нашей работы, не предполагают вставать на тропу рассылок и разборок со своими коллегами из другой СРО,— подчеркнула она.— Мы намерены и дальше реальными делами оказывать помощь и поддержку аудиторам в непростое время реформирования рынка».
По словам экспертов, поведение СРО сейчас сильно напоминает конец 2016 года. С 1 января 2017 года начали действовать новые требования к численности членов СРО — не менее 2 тыс. компаний или 10 тыс. аудиторов, и пять СРО не без скандала объединялись в две и делили членов (см. “Ъ” от 7 октября 2016 года).
Сегодняшняя ситуация связана все с теми же критериями. По данным Минфина, по состоянию на 23 октября в СРО РСА состояли 2014 компаний и 10 309 аудиторов, в СРО ААС — 2119 компаний и 9244 аудитора. При этом до конца года СРО должны исключить из своих рядов аудиторов, не прошедших повышение квалификации (см. “Ъ” от 28 мая). В ситуации, когда критерии по численности выполняются «на пределе», исключение членов может быть фатальным.
При этом активная борьба за членов создает на рынке определенную нервозность. «Поймите правильно, аудитору по большому счету все равно, в какой СРО быть, ему важно, чтобы она имела статус СРО и по крайней мере не мешала ему работать»,— рассуждает глава «Руфаудита» Алексей Руф. «И хотя формально при утрате статуса СРО у аудитора есть на переход 60 дней, для аудиторской организации смена СРО — это всегда стресс, поэтому сегодняшняя ситуация вызывает определенную нервозность у участников рынка»,— рассуждает глава Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков.
Решение проблемы, казалось бы, было найдено в рамках реформы аудита, которая передает полномочия по регулированию и надзору за отраслью Банку России. В соответствующем законопроекте ЦБ предлагал перейти на новые критерии численности СРО — в долях от рынка. В Госдуме планировали принять проект еще весной, однако этого не случилось из-за разногласий между регуляторами. И, как сообщил знакомый с ходом работы над проектом собеседник “Ъ”, пока Минфину и ЦБ не удалось договориться, в том числе и по вопросу численности членов СРО. «Если будет необходимость в интересах рынка объединения в одну СРО, мы готовы сесть за стол переговоров,— отмечает Людмила Козлова.— Однако пока ясности нет».