Конгресс-смена
Вторая часть президентского срока Дональда Трампа пройдет при демократическом большинстве в Палате представителей
Итоги состоявшихся 6 ноября промежуточных выборов в Конгресс позволили каждой из сторон объявить о своем успехе. Республиканцы добились более внушительного большинства в Сенате, а демократы получили контроль над Палатой представителей. В любом случае, по мнению опрошенных “Ъ” экспертов, Америку ждет усиление противостояния между исполнительной и законодательной властью, которое вызовет и новый виток расследования предполагаемого сговора президента Трампа с Россией. Необходимость договариваться с враждебным ему Конгрессом может вынудить Дональда Трампа отказаться от планов нормализации отношений с Москвой, не входящих в список его приоритетов в преддверии президентских выборов 2020 года.
Красный переходит в голубой
Итоги прошедших в США во вторник промежуточных выборов в Конгресс, в ходе которых впервые с 2010 года демократы вернули себе контроль над 435-местной Палатой представителей, одним из первых прокомментировал их главный оппонент президент Трамп. Как ни в чем не бывало он сообщил о «невероятном успехе» своей партии.
«Получил множество поздравлений от очень многих с нашей Большой Победой вчера ночью, включая иностранные государства (друзей), которые ждали этого и надеялись на торговые сделки. Сейчас мы можем вернуться к работе и добиться результатов»,— написал Дональд Трамп в Twitter в 6:21 утра по вашингтонскому времени.
Предсказанная накануне социологами «голубая волна» (голубой — цвет Демократической партии) в самом деле накрыла Америку, однако она оказалась не такой уж мощной и местами имела красный оттенок (цвет Республиканской партии).
Голоса избирателей, особенно среди образованного населения и женщин, в целом в большой степени были отданы демократам. Это позволило демократическим оппонентам президента Трампа получить не менее 220 голосов в Палате представителей, обеспечивающих им большинство.
В то же время победный твит президента Трампа не стал пустой бравадой, учитывая, что его партия не только сохранила большинство в Сенате, но и увеличила там свое присутствие, заняв не менее 51 места.
Многие наблюдатели сходятся в том, что у демократов по-прежнему нет внятной повестки дня — их объединяет лишь идея противостояния президенту Трампу. Лидеры демократов уже заявили о том, что собираются блокировать новые инициативы президента США, так что в ближайшие два года Вашингтон может провести в условиях непрекращающейся борьбы между Конгрессом и Белом домом.
Кроме того, возвращение демократов на лидирующие позиции во всех комитетах Палаты представителей грозит администрации возобновлением многочисленных расследований, которые в последние два года так успешно саботировали республиканцы. Утром в среду конгрессмен-демократ Адам Шифф прямо заявил, что одной из первых задач для комитета Конгресса по делам разведки станет «восстановление доверия спецслужб» и возобновление всех расследований в отношении представителей администрации. «Республиканцы делали все, чтобы прекратить эти расследования,— сообщил он в эфире телекомпании MSNBC.— Более того, республиканское большинство поддерживало президента и его атаки на Министерство юстиции, разведслужбы и ФБР. Больше мы этого не допустим».
Член юридического комитета Конгресса демократ Джерри Надлер уже подготовил 67-страничный документ, озаглавленный «Вопросы к администрации Трампа», в котором подробно излагаются все претензии оппонентов президента и вопросы, с которыми демократы обращались к Белому дому в последние два года, но так и не получили никакого ответа.
В их числе — иммиграционные инициативы администрации, включая запрет на въезд в США представителям шести мусульманских стран, решение Госдепартамента закрыть офис, отвечающий за противодействие кибератакам, использование сотрудниками администрации частных почтовых серверов, сделки, заключенные Фондом Трампа в последние годы, публикация налоговых деклараций самого президента США и отчет о средствах, полученных его компаниями от иностранных партнеров.
Всего в списке члена комитета по надзору за законодательной деятельностью демократа Элайджи Каммингса — 64 пункта. Возглавив комитеты Конгресса, демократы получат почти неограниченные возможности вызывать для дачи показаний любых представителей администрации и организовывать публичные слушания по самым болезненным для Белого дома вопросам.
Одним из них сам конгрессмен Каммингс назвал прекращенное республиканцами расследование о возможных связях членов команды Дональда Трампа с Кремлем.
Некоторые демократы не исключают, что могут возобновить и слушания об импичменте президента. Эта инициатива будет заблокирована республиканским большинством в Сенате, но публичные слушания могут стать катастрофой для избирательной кампании республиканцев в 2020 году.
Президент США оперативно откликнулся на угрозы оппонентов. На своей первой после выборов пресс-конференции Дональд Трамп призвал всех к единству: «Надеюсь, что в следующем году мы сможем вместе работать над улучшением жизни американцев, в том числе по вопросам экономического роста, инфраструктуры, торговли, снижением стоимости отпускаемых по рецепту лекарств»,— заявил он. Впрочем, президент тут же дал понять, что готов и к другой, конфронтационной модели, если ему будет брошен вызов. «Если в Палате представителей начнется расследование в отношении меня, мы не будем сотрудничать»,— предупредил он. Говоря о расследовании предполагаемого российского вмешательства в президентские выборы 2016 года, которое ведет спецпрокурор Мюллер, президент Трамп заявил: «Я считаю, что это очень плохо для нашей страны. Это постыдно. Это должно прекратиться».
Пятьдесят оттенков санкционного
Опрошенные “Ъ” эксперты убеждены, что после перехода Палаты представителей под контроль Демократической партии дестабилизирующие факторы будут оказывать на российско-американские отношения гораздо большее воздействие, чем факторы, способные привести если не к нормализации, то хотя бы к минимизации дальнейшего ущерба.
«Санкции, которые были введены до сих пор против России, были одобрены еще республиканским большинством в Конгрессе. После этих выборов тенденция может поменяться только в негативную сторону, учитывая, что теперь в Палате представителей будут задавать тон более антироссийски настроенные демократы»,— пояснил “Ъ” профессор Американского университета в Вашингтоне Антон Федяшин.
По словам эксперта, наиболее вероятен сценарий, когда, воспользовавшись контролем над нижней палатой, демократы запустят новую серию расследований деятельности окружения Трампа, что неизбежно коснется и обвинений в сговоре с Россией во время президентской кампании 2016 года.
«В целом после потери большинства в Палате представителей президенту Трампу станет сложнее проводить через Конгресс законы, позволяющие успешно продолжать свои реформы. В этой ситуации республиканская администрация будет вынуждена искать точки консолидации с оппозицией. Одной из немногих таких точек останутся критика России и антироссийские санкции»,— прогнозирует Антон Федяшин.
Комментируя заявление Госдепа США о намерении ввести против России второй пакет санкций по «делу Скрипалей» в соответствии с законом о химическом и биологическом оружии, эксперт выразил мнение, что «санкции будут обязательно введены», поскольку любая попытка их не поддержать «будет политически компрометировать голосующих».
«Госдеп вынес окончательное решение в день промежуточных выборов, чтобы избежать внедрения этой темы в политическую кампанию. Теперь вопрос встанет лишь о деталях применения санкций — насколько расширительно это будет сделано, какие компании и лица под них подпадут и присоединятся ли к этому шагу европейские страны»,— резюмирует эксперт.
Схожего мнения придерживается и главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Батюк. «В продолжающейся внутриполитической борьбе в США есть один фундаментальный вопрос, по которому сходятся республиканские неоконы и либеральные "ястребы" из демократического лагеря. Две ведущие политические силы США едины в том, что Россия — это враг. Разница лишь в том, что республиканцы все же считают главным врагом Америки Китай, а получившие контроль над Палатой представителей демократы видят главным врагом Россию. Поэтому санкционное давление на Россию неизбежно усилится»,— пояснил “Ъ” Владимир Батюк.
По мнению эксперта, и заявление Госдепа США о намерении ввести второй пакет санкций по «делу Скрипалей», и попытка Вашингтона срочно отыграть ситуацию назад в вопросе о планировавшейся 11 ноября встрече президентов Путина и Трампа в Париже — это неразрывно связанные между собой события. «Причиной отмены этой встречи стали, конечно же, не президент Франции Эмманюэль Макрон и график мероприятий в связи со столетием Первой мировой войны. Понимая, что его ждет интенсификация расследований со стороны демократов, в том числе по линии спецпрокурора Мюллера, Дональд Трамп играет на опережение и пытается не дать своим оппонентам выдвинуть новые обвинения в его предполагаемых связях с Россией»,— считает господин Батюк. Впрочем, по мнению эксперта, использовать санкционный механизм против России на полную мощность после состоявшихся выборов конгрессменам не удастся в связи с интересами американского делового сообщества, способного стать сдерживающим фактором такой политики. «Классический пример — введенные ранее санкции против "Русала", которые привели к росту мировых цен на алюминий, что ударило по интересам американских автопроизводителей. Можно предположить, что ограничения на введение новых санкций коснутся и финансового сектора»,— считает Владимир Батюк.
Эту мысль развивает заведующий кафедрой международных финансов МГИМО Владимир Миловидов. «Американцы понимают только свою выгоду: там, где им что-то угрожает, они ведут себя весьма осмотрительно. Американская экономика в самом деле находится на подъеме, но при этом ее волатильность сохраняется. А ведь от ее дальнейших успехов будет зависеть исход президентских выборов 2020 года»,— пояснил “Ъ” господин Миловидов.
По словам эксперта, США нужно расширять свое присутствие на мировых энергетических рынках, а происходящее выдавливание с них Ирана будет непростой задачей. Еще более сложная задача — выдавить с этих рынков Россию, учитывая, что США — импортеры нефти и цена для них важна, а Россия обладает возможностями регулировать масштабы добычи. «Учитывая это, самых пугающих сценариев мы не увидим, а к риторике мы уже привыкли»,— говорит Владимир Миловидов.
По его мнению, не следует ждать и автоматического расширения нормативно-правовой базы, которая будет фундаментом для новых санкций. «В США уже сформирована солидная правовая база, дающая возможность исполнительной власти вводить санкции в отношении России, отдельных граждан и организаций. Прежде всего это известный закон CAATSA: этим документом охвачено подавляющее число направлений, по которым уже вводились и могут вводиться санкции, в том числе и так называемые вторичные. При этом вовсе не факт, что следует ждать принятия новых, более жестких законов. Обещания ужесточить и наказать — это одно, а принять новый закон, принципиально отличающийся от того, что уже есть, все же будет не так просто»,— резюмирует эксперт.