Под знаком удачи
Мария Сидельникова о 50-летии Alhambra
Французский дом Van Cleef & Arpels празднует 50-летний юбилей своей самой счастливой коллекции — Alhambra. В честь события представили новые модели с именинником-четырехлистником, исполненным в сером перламутре или ониксе. И выпущенную ограниченным тиражом серию с лазуритом и хрусталем, вдохновленную историческими украшениями Alhambra.
Полвека назад потребовалось ровно 20 золотых цветков четырехлистного клевера плюс золотая цепочка — и сотуар Alhambra был готов. Проще не придумаешь. Да и не надо: все эти годы гениальная при кажущейся бесхитростности формула прекрасно работает на мировую славу Van Cleef & Arpels. Это самый узнаваемый символ дома и одна их самых успешных ювелирных коллекций XX века.
Небольшой экскурс в историю. 1968 год. Ветер перемен дул по обе стороны Атлантики. Уже выросло послевоенное поколение, которое не знало ни бед, ни нужды, а потому занималось по большей части мировоззренческими вопросами. Жизнь ему виделась как нескончаемый перформанс — никакого капитализма, никаких войн, полная свобода души и тела. Хиппующая Америка, свингующая Англия, протестующая Франция. И пока французские студенты лезли на баррикады у стен Сорбонны, на другом берегу Сены, на Вандомской площади, Van Cleef & Arpels совершил свою маленькую революцию, представив коллекцию Alhambra, состоящую… из одного сотуара. Правда, сама марка к историческим параллелям относится осторожно. «Alhambra ни в коем случае не является отражением контркультуры 1960–1970-х годов — нет в ней ни французского мая 68-го, ни непальских хиппи,— настаивает глава Van Cleef & Arpels Николя Бос.— Нет бунта и призыва к сопротивлению. Это элегантный и драгоценный взгляд на современность, это украшение в духе своего времени, которое изменило отношение женщин к ювелирным изделиям. Alhambra можно было носить в более непринужденной манере и каждый день, не дожидаясь особого случая. За 50 лет коллекция стала знаковой не только для Van Cleef & Arpels, но и для истории ювелирного искусства, на которую оказала огромное влияние».
Есть несколько версий, откуда был заимствован мотив Alhambra и само название. Альгамбра — знаменитая «красная крепость» в испанской Гранаде, построенная во времена правления мусульманской династии Насридов. Сегодня находится под охраной ЮНЕСКО и считается важнейшим образцом мавританской архитектуры в Европе. Четырехлистный клевер — не абстрактный, не фигуративный, нейтральный элегантный мотив — встречается во всех орнаментах этого комплекса: предположительно, именно он и привлек внимание ювелиров. Вторая версия поэтичнее и созвучнее родословной Van Cleef & Arpels. Жак Арпельс, племянник основательницы ювелирно-часовой компании Эстель Арпельс, был суеверен, а потому считал, что нет лучше подарка, чем засушенный четырехлистный клевер, приносящий, как известно, удачу (можно сказать, удачу Альгамбре клевер, пусть и каменный, тоже принес: крепость дошла до наших дней). И вероятнее всего, именно Жак предложил дизайнерам воплотить «цветок удачи» в украшение. А вдруг?
При всей своей суеверности Жак Арпельс был наделен предпринимательской жилкой. Еще в начале 1950-х Van Cleef & Arpels одними из первых надумали развести высокое ювелирное искусство и обычные украшения по разным магазинам. «Не решаетесь открыть дверь бутика на Вандомской площади? Смелее! Заходите, пожалуйста. Мы подготовили для вас более доступные украшения»,— гласила реклама. Так по соседству с флагманским магазином Van Cleef & Arpels на Вандомской площади, где было пышно представлено все ювелирное богатство дома, открыли La Boutique с более доступными изделиями. Сюда отправились, наряду с прочими, только-только появившиеся «звериные» аксессуары — броши с жирафами, львами и кроликами, хрустящими коралловыми морковками. В этой компании в 1968 году оказался и сотуар Alhambra.
Золотая цепочка с изящными цветками была совершенно не похожа на традиционные перегруженные драгоценными камнями украшения марки со сложносочиненными композициями. Alhambra буквально порхал, и легкость его была очень заразительна. В духе времени, опять же: в моде господствовал свободный крой, летящие силуэты, эклектика, яркие цветовые контрасты поп-арта.
И если мотив за полвека практически не поменялся, то вариаций исполнения было множество. С 1971 года четырехлистник стали выпускать из поделочных камней — лазурита, малахита, бирюзы, оникса и коралла, а у сотуаров Alhambra появились влиятельные поклонницы — Грейс Келли, Франсуаза Арди, Роми Шнайдер. Новая глава в истории Alhambra — использование перламутра: в 1981 году создали белую версию, спустя два года — серую. Эксперименты с камнями, бриллиантами и перламутром позволяли каждый раз получать новое, но в то же время абсолютно узнаваемое украшение. Четырехлистник постепенно осваивал и другие жанры — колье, браслеты, серьги, подвески, а в 1998 году дизайнеры Van Cleef & Arpels представили первые кварцевые часы Alhambra.
В XXI веке Alhambra снова не осталась в стороне от главной тенденции (на сей раз таковой стала стремительность перемен): прославленный четырехлистник то уменьшался, то рос; менял камни — кораллы на лиловые и зеленые нефриты, сверкал отражениями коричневого тигрового глаза и завораживал глубиной ляпис-лазури; удивлял необычными материалами вроде черного дерева, акации или севрского фарфора, наконец. Alhambra Vintage выделили в самостоятельную — классическую — линию, сохранив в центре обрамленного ажурным ободком цветка бриллиантовую бусину. Van Cleef & Arpels сочетали легендарный символ удачи и с другими мотивами — сердцем, бабочкой, лепестком (коллекции Magic Alhambra, Lucky Alhambra и Sweet Alhambra).
В поисках новых коммерчески успешных комбинаций ювелирный дом ни разу не поступился качеством. Alhambra по-прежнему выступает от имени дорогих повседневных ювелирных изделий, но это не отменяет многоступенчатую процедуру производства, где на каждом этапе — от отбора камней до полировки — нужно соответствовать высочайшим стандартам ювелирного мастерства. «Чтобы ухватить шанс, нужно в него верить»,— любил повторять Жак Арпельс. Верить — и искать свой счастливый четырехлистный клевер.