Мощности ждут спроса
Банк России и Минэкономики разошлись в оценках инвестиционной активности
Минэкономики ожидает замедления годовых темпов роста инвестиций и их снижения за квартал, указывая на ухудшение косвенных индикаторов — спад строительства и инвестиционного импорта. В Банке России ожидали улучшения их динамики в третьем квартале, указывая на рост строительства, инвестимпорта и выпуска инвестиционных товаров. Независимые оценки сходятся на том, что внутригодовое снижение капвложений в третьем квартале может усилиться, а замедление их годовой динамики — оказаться значительнее, чем ждут в министерстве, в том числе из-за первого в истории РФ оттока прямых иностранных инвестиций.
В свежем выпуске аналитического доклада «Картина экономики» одним из факторов, который послужит замедлению экономики в третьем квартале, Минэкономики называет ухудшение инвестиционной активности. На это указывают «возобновившееся снижение объема строительных работ, а также падение импорта машин и оборудования инвестиционного назначения из стран дальнего зарубежья (минус 5,2% в третьем квартале после роста на 8,7% во втором квартале)», хотя оба индикатора в сентябре вернулись к слабому росту. Причины — ослабление рубля, рост неопределенности, ухудшение опережающих индикаторов Росстата, PMI Markit и индекса промышленного оптимизма ИЭП им. Егора Гайдара. В результате, по оценкам министерства, рост инвестиций в третьем квартале замедлится до 1,8–2,3% год к году (с 2,8% во втором и 3,6% в первом квартале 2018 года). За третий же квартал, с учетом сезонности, капвложения «показали спад», констатируют в Минэкономики, не уточняя его глубину.
Ранее в сентябрьской записке об экономике аналитики ЦБ делали другие выводы. «В сентябре, как и в целом в третьем квартале, продолжился рост инвестиционной активности. Это отражают ее основные индикаторы: наряду с ростом объема строительных работ и производства инвестиционных товаров также увеличился инвестиционный импорт»,— отмечали они. Кроме того, там подчеркивали, что, по данным Росстата, основной рост инвестиций с конца 2017 года обеспечивался частными вложениями. В ЦБ ожидали, что замедление годовых темпов роста валового накопления основного капитала до 1% годового прироста во втором квартале (хотя ранее регулятор прогнозировал его прирост в 2,5–3,5%) «можно расценивать как временное и вызванное локальными факторами» явление и в третьем квартале он увеличится на 0,8–1,3%.
Усиленное сокращение импорта инвестпродукции в третьем квартале обнаруживают не только в Минэкономики. В ЦМАКП поясняют: «В первой половине 2018 года мы фиксировали слабое усиление инвестактивности в экономике. Однако после уточнения данных Росстата о производстве промышленной продукции и ФТС об импорте оценка была скорректирована в худшую сторону». По обновленным данным ЦМАКП, в течение 2018 года роста предложения инвесттоваров в экономике практически не происходило, а в третьем квартале «начала оформляться тенденция слабого понижения инвестактивности».
Заметим, что, хотя в октябрьской «Картине экономики» платежный баланс за третий квартал разбирался отдельно, то, что в нем из РФ впервые за всю историю было выведено $6 млрд прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в министерстве отмечать не стали. Впрочем, глава Минэкономики Максим Орешкин ранее комментировал, что такой отток ПИИ временный и связан с торговыми войнами, волатильностью на рынках и нервозностью вокруг санкций.
Между тем, даже если считать указанные факторы временными, фундаментальных причин для увеличения капвложений в обозримом будущем не наблюдается, учитывая грядущее повышение НДС и снижение рентабельности в несырьевых отраслях (см. “Ъ” от 26 октября). Хотя ЦБ ставит на успех ручного госуправления инвестактивностью уже в 2019 году (см. “Ъ” от 29 октября), октябрьский опрос ИЭП им. Егора Гайдара фиксирует стагнацию инвестпланов промышленности четвертый месяц подряд. Причина такой ситуации — навес избыточных мощностей, который наблюдается на фоне слабого спроса.