Организация по безопасности и сотрудничеству с журналистами
Министерская встреча ОБСЕ зафиксирует разногласия между 57 странами
Как стало известно “Ъ”, Италия — страна-председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — подготовила к ежегодной министерской встрече проект документа, посвященного обеспечению безопасности журналистов. Его принятие, как отмечают собеседники “Ъ” в ОБСЕ, стало бы прорывом: с момента обострения отношений между РФ и Западом в 2014 году документы, касающиеся вопросов прав человека, на министерских встречах не принимались. Успех инициативы Италии де-факто спасет заседание от провала: единства по более острым вопросам, вроде украинского, между членами организации, где все решения принимаются консенсусом, по-прежнему нет. Признают ли в венской штаб-квартире ОБСЕ наличие кризиса, выяснял корреспондент “Ъ” Павел Тарасенко.
Председательство несбывшихся надежд
Рассказывая в январе этого года о приоритетах своего начинающегося годичного председательства в ОБСЕ, итальянские дипломаты ставили амбициозные задачи, в числе которых — урегулирование украинского кризиса и замороженных конфликтов (в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии), решение миграционных вопросов, активизация борьбы с транснациональными угрозами, содействие восстановлению «климата взаимного доверия» между государствами-участниками.
Между тем к концу года стало ясно, что вывести ОБСЕ из кризиса по-прежнему не удается. Собеседники “Ъ” в Вене из числа представителей национальных делегаций и секретариата ОБСЕ признают: ключевая проблема в деятельности организации — нехватка доверия между 57 ее членами. ОБСЕ остается одной из немногих площадок регулярного общения между представителями РФ и западными дипломатами: заседания постоянного совета на уровне постпредов проходят в Вене раз в неделю. При этом они и ежегодные министерские встречи, которые проводятся в декабре на территории страны-председателя, выливаются в предъявление друг другу давно известных претензий. Так, в 2017 году в Вене Сергей Лавров говорил о наращивании потенциала НАТО на «восточном фланге», развертывании ПРО США в Европе, «вмешательстве во внутренние дела, включая прямую поддержку госпереворотов», «использовании нелегитимных односторонних мер принуждения». В ответ России предъявляли претензии в систематическом нарушении норм международного права.
Прошлогоднее заседание завершилось без подписания итоговой декларации — министры не смогли ее согласовать. Были приняты лишь документы по отдельным вопросам, в частности, по легкому стрелковому оружию, предотвращению торговли людьми, экономическому сотрудничеству и приднестровской проблеме.
«Страны-председатели опасаются поднимать на министерских встречах темы, по которым консенсус маловероятен, всегда ищут что-то, что могло бы объединить»,— рассказал “Ъ” один из собеседников в секретариате ОБСЕ. И добавил: в этом году на повестке в числе прочего будут такие вопросы, как насилие в отношении женщин, угроза экстремизма и радикализации, а также обеспечение безопасности журналистов. Италия уже подготовила проект соответствующего документа. «Решений, касающихся третьей корзины ОБСЕ ("Права человека".— “Ъ”), на министерских встречах не было несколько лет. Между тем такая резолюция давно назрела: 90% преступлений против журналистов не расследуются должным образом»,— поясняет собеседник “Ъ” важность инициативы.
На защите журналистов
Темой защиты прав журналистов в ОБСЕ пристально занимаются около двух десятков стран. Весной Литва, Франция и Швеция сформировали в рамках ОБСЕ неформальную Группу друзей журналистов, цель которой — продвигать эту тематику в рамках организации. Сейчас в группе 16 стран. И все они разработку резолюции к декабрьской встрече активно поддерживают. «Не могу утверждать, что, учитывая правило консенсуса, нам удастся согласовать текст. Но тогда наша группа хотя бы выступит с отдельным заявлением»,— заявил “Ъ” собеседник в литовской делегации. Попытка согласовать заявление по вопросу безопасности журналистов предпринималась два года назад, во время председательства ФРГ, но тогда документ так и не приняли.
В Вене отмечают, что документ должен охватывать широкий спектр проблем. «Убийства журналистов — это лишь вершина айсберга. Проблемой является и, например, харрасмент в отношении женщин-журналистов»,— заявил “Ъ” литовский дипломат. А его коллега, представляющий в Вене одну из европейских стран, пояснил, что в целом содержание документа будет схоже с текстом резолюции о безопасности журналистов, которая была принята 27 сентября на заседании Совета по правам человека ООН в Женеве. «Но здесь, в Вене, все более политизировано»,— добавил он.
В документе ООН, в частности, осуждаются «все нападения и акты насилия в отношении журналистов и работников СМИ, такие как пытки, убийства, насильственные исчезновения, произвольные аресты и произвольные задержания, выдворение, запугивание, угрозы и преследования, как онлайн, так и офлайн, включая налеты на редакции и офисы СМИ». Особое внимание в резолюции уделено защите женщин-журналистов: участники женевского заседания призвали пресекать целенаправленные нападения на них и не оставлять безнаказанными преступления, в том числе сексуального характера. Там же выражается обеспокоенность по поводу распространения дезинформации и пропаганды, в том числе в интернете.
Сама ОБСЕ, впрочем, также давно занимается этими вопросами. В основополагающем документе ОБСЕ — Хельсинкском акте 1975 года — содержались тезисы о значимости свободного распространения информации, а также обязательство «стремиться к улучшению условий» работы журналистов. Позднее члены ОБСЕ не раз возвращались к теме, а в 1997 году учредили Бюро представителя по свободе СМИ, который занимается в том числе и вопросами безопасности журналистов. С прошлого года его возглавляет француз Арлем Дезир.
«Работа этого офиса сейчас важна как никогда ранее, учитывая рост числа убийств журналистов, арестов и других угроз в адрес работников СМИ. Но, к сожалению, бюджет офиса минимален, и я не могу понять почему»,— заявила “Ъ” глава австрийского отделения «Репортеров без границ» Рубина Мёринг. По ее словам, «проблема обеспечения безопасности журналистов требует срочного решения, так что если ОБСЕ примет соответствующее решение на министерской встрече, это станет важным политическим сигналом».
Без резких движений
По другим же, более политизированным темам консенсус, как и прежде, маловероятен — так что разговоры среди экспертов и дипломатов о кризисе ОБСЕ наверняка продолжатся. Собеседники “Ъ” в штаб-квартире ОБСЕ наличие некоторых проблем не опровергают. Так, сотрудник миссии одной из западных стран при ОБСЕ признает: «Всеобщая декларация прав человека одобрена всеми, но вопрос в интерпретации положений. Там слишком много серых зон. То же самое, например, с работой Бюро по демократии и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ: есть мандат, и есть его интерпретации». Напомним, что представители РФ давно призывают к выработке правил игры в рамках ОБСЕ — например, для миссий БДИПЧ по наблюдению за выборами. Однако собеседники “Ъ” в Вене дали понять, что таких планов нет — как и в целом намерения проводить радикальные реформы. «Все решения ОБСЕ — это политические декларации, не имеющие юридической силы. Но в этом и их сила. Не менее важно и правило консенсуса»,— прокомментировал один из дипломатов другую традиционную претензию к ОБСЕ — о том, что право вето у каждого из членов организации делает организацию беззубой и, по сути, завело ее в работу в тупик.
Еще одна проблема остро встала в прошлом году, когда 57 стран долгое время не могли согласовать кандидатуру генсека ОБСЕ, а также выбрать руководителей БДИПЧ, Бюро представителя по свободе СМИ и Управления верховного комиссара по делам нацменьшинств. «Впервые получилось, что эти должности освободились в одно время, так что начался торг по всему "пакету",— отметил собеседник в секретариате ОБСЕ.— И самое неприятное, что они вновь одновременно освободятся в 2020 году, так что такой торг повторится». Напомним, российские власти настаивали на том, чтобы хотя бы один из постов был отдан представителю страны, находящейся «к востоку от Вены». Но в итоге все портфели отошли западноевропейским государствам — как сообщил тогда “Ъ” российский дипломатический источник, Москва не стала применять вето, чтобы организация смогла выйти из паралича. Между тем недовольство таким исходом российские власти в той или иной форме высказывают до сих пор. Так, на недавних переговорах в Москве с генсеком ОБСЕ Томасом Гремингером глава МИД РФ Сергей Лавров отмечал: организации необходимо «выправление тематических, географических и кадровых дисбалансов» (см. “Ъ” от 3 ноября).
Впрочем, несмотря на все разногласия, власти РФ снижать уровень своей активности или представительства в ОБСЕ не собираются. О важности присутствия России среди членов организации говорят и в ее штаб-квартире. Говоря о незыблемости правила консенсуса, собеседник “Ъ” в секретариате ОБСЕ отметил: на самом деле существует также механизм «консенсус минус один», позволяющий принимать общие решения даже при несогласии одного из членов. «Он применялся всего раз — в 1992 году против Югославии. Страны проголосовали за ее исключение. Но осталось пустое кресло, и нам не с кем стало обсуждать проблему,— отметил источник “Ъ”.— Когда начался украинский кризис, послышались голоса о возможности исключения России. Но ни во что серьезное это не вылилось: история с Югославией не была забыта».