«Если бы я остался — не знаю, как смотрел бы в глаза жителям юга Израиля»

Министр обороны страны Авигдор Либерман ушел в отставку

Министр обороны Израиля Авигдор Либерман в среду объявил о своей отставке, а также выступил за скорейшее проведение в стране парламентских выборов. Поводом для отставки опрошенные “Ъ” эксперты называют несогласие господина Либермана с чересчур мягкой, по его мнению, реакцией правительства Израиля на последние обстрелы израильской территории из сектора Газа. А причиной — желание экс-министра дистанцироваться от теряющего популярность правящего блока, чтобы во всеоружии подойти к парламентским выборам, которые должны состояться в 2019 году. Представители палестинского движения «Хамас» назвали отставку израильского министра «политической победой Газы».

Министр обороны страны Авигдор Либерман

Фото: Ammar Awad, Reuters

О своем решении уйти с поста главы Минобороны Авигдор Либерман объявил сегодня в ходе специального выступления перед журналистами. «С точки зрения безопасности мы должны были завершить наши действия в секторе Газа. Тот удар, который мы нанесли по инфраструктуре террора в Газе, на мой взгляд, был недостаточным,— заявил господин Либерман.— Если бы я остался на посту министра обороны, не знаю, как смотрел бы в глаза жителям юга Израиля».

Чем известен Авигдор Либерман

Смотреть

По словам министра обороны, «прекращение огня вместе с процессом (установления взаимопонимания с ''Хамасом''.— “Ъ”) — это капитуляция перед террором».

«Мы должны были закончить историю с Газой. Это еще аукнется нам на других фронтах»,— резюмировал господин Либерман.

Представитель движения «Хамас» Абу Зухри назвал новость из Израиля «политической победой Газы». По его мнению отставка Авигдора Либермана — «признание поражения (Израиля.— “Ъ”) и неспособности противостоять палестинскому сопротивлению».

«Причиной отставки стали разногласия внутри так называемого узкого кабинета безопасности, которые с наибольшей остротой проявились в ходе последнего обострения в Газе,— заверил “Ъ” бывший советник премьер-министра Биньямина Нетаньяху Бенни Брискин.— Авигдору Либерману так и не удалось добиться реализации своего плана, предусматривающего более решительные и масштабные меры по ликвидации инфраструктуры террора. Те шаги, которые были предприняты израильской стороной накануне объявления перемирия, он считал явно недостаточными». По словам господина Брискина, мнения в «узком кабинете» безопасности разделились, однако в итоге главным оппонентом более жестких мер выступил премьер-министр Нетаньяху, которого поддержали остальные члены кабинета.

Несколько дней назад конфликт между Израилем и сектором Газа заметно обострился. Произошло это после того, как 11 ноября израильские силовики проникли в город Хан-Юнис в Газе на гражданском автомобиле и были обнаружены палестинцами. В ходе перестрелки с палестинской стороны погибли семь боевиков «Хамаса», с израильской — подполковник спецназа. Уже на следующий день «Хамас» и другие палестинские движения возобновили обстрелы. За сутки — с 16:30 понедельника и примерно до 17:00 вторника — из сектора Газа по Израилю было выпущено 460 ракет и минометных снарядов, более 100 запусков было перехвачено системой ПВО «Железный купол». В ответ армия нанесла удар по 160 целям в секторе Газа. Во вторник вечером палестинские группировки в Газе выпустили заявление, в котором говорилось: «Усилия Египта привели к прекращению огня между фракциями сопротивления и сионистским врагом. Палестинские движения будут его придерживаться при условии, что так же поступит противник».

«Наши враги умоляли о прекращении огня, и они очень хорошо знают почему»,— прокомментировал, в свою очередь, эту новость Авигдор Либерман (цитата по Jerusalem Post). Сегодня в Газу для обсуждения договоренностей о прекращении огня приехал заместитель специального координатора ООН по ближневосточному мирному процессу Джейми Макголдрик.

Реакцией на ракетные обстрелы разногласия Авигдора Либермана с другими министрами не ограничиваются.

Так, глава Минобороны не поддержал решение властей Израиля по поводу выплаты задолженностей по зарплате чиновникам, работавшим на правительство «Хамаса» в секторе Газа. Напомним, на прошлой неделе посол Катара в Палестине Мухаммед аль-Имади привез $15 млн в сектор Газа через израильский КПП. Соответствующей договоренности с Катаром (а фактически с «Хамасом») Израиль достиг в обход палестинского руководства. 11 ноября Авигдор Либерман напомнил, что «категорически выступал против соглашения с ''Хамасом'' и перевода денег».

Палестинские демонстранты во время протеста на юге сектора Газа 13 апреля 2018 года

Фото: Ibraheem Abu Mustafa, Reuters

В мае в интервью “Ъ” Авигдор Либерман поделился своим видением причин конфликта и ситуации в регионе. «Израиль ушел из сектора Газа, вернулся к линии 1967 года. Мы эвакуировали все поселения, всех еврейских поселенцев и попытались выстроить нормальные человеческие отношения с жителями сектора Газа, заниматься экономикой, промышленностью, развивать науку. Сразу после нашего ухода Махмуд Аббас потерял власть, и те, кто взял власть,— это радикалы из движения ''Хамас'', у которых записан главный параграф их как бы политической программы — уничтожение Государства Израиль,— напомнил министр.— Они грабят жителей сектора Газа, взимают с них налоги, и, вместо того чтобы вкладывать эти деньги в развитие гражданских инфраструктур, здравоохранения, образования, они все эти деньги вкладывают в производство ракет и строительство атакующих тоннелей, направленных против нас. Люди там живут в нищете».

Отставка Авигдора Либермана — одного из самых известных израильских «ястребов» — создает новую интригу в израильской политике в преддверии парламентских выборов будущего года, дата которых пока не определена. Сегодня господин Либерман призвал «как можно скорее согласовать конкретную дату выборов», обратившись к руководству страны: «Не парализуйте страну на долгий срок». Он выразил надежду, что дату получится согласовать уже к воскресенью.

«Вопрос безопасности станет на будущих выборах ключевым, при этом большинство израильтян сегодня не чувствуют себя достаточно защищенными, критикуя власти за нерешительность.

Выходя из правительства и дистанцируясь от его все более непопулярных действий, Авигдор Либерман и его партия имеют неплохие шансы получить больше голосов на выборах»,— пояснил “Ъ” Бенни Брискин.

Депутат от «Сионистского лагеря» Ксения Светлова заверила “Ъ”, что речь идет о «политическом трюке», цель которого сохранить электоральную базу партии «Наш дом Израиль» перед грядущими выборами. «Электорат этой партии разочарован всем тем, что происходит на юге. 460 ракет падают в городах и поселках юга страны, а Израиль практически сразу же принимает условия ''Хамаса'' и возвращается к договоренностям, достигнутым в 2014 году»,— отметила собеседница “Ъ”. И добавила: «Теперь последнее слово за Нетаньяху: воспользуется ли он нынешней ситуацией для объявления даты выборов или же попытается сохранить свою узкую коалицию, которая теперь будет состоять из 61 депутата. Это будет непросто, но в теории возможно».

Павел Тарасенко, Сергей Строкань, Марианна Беленькая

Вся лента