На курорте поищут энергоносители
Разведка месторождений нефти и газа началась на черногорском шельфе
На черногорском побережье Адриатики сегодня начались работы по разведке нефти и газа. Их проводит российско-итальянский консорциум в составе компаний НОВАТЭК и Eni. В руководстве республики убеждены, что углеводороды на шельфе будут найдены. В этом случае до 68% доходов от добычи будет получать Черногория — основная часть этих средств пойдет в Фонд будущих поколений. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Сейсморазведка запасов нефти и газа на черногорском шельфе Адриатики будет вестись с норвежского судна Polar Empres. 117-метровый корабль прибыл в территориальные воды Черногории, где в течение 34 дней будет проводить исследование морского дна.
Концессию сроком на 30 лет на разведку и добычу нефти и газа в Черногории российско-итальянский тандем получил в 2016 году, победив в весьма жесткой конкуренции. Его соперниками были два не менее серьезных консорциума: американо-австрийский в составе Marathon Oil и OMV, а также англо-греческий, куда входят Energean Oil и Mediterranean limited. Решение черногорских властей, принятое в условиях напряженности в отношениях между Россией и Черногорией в связи со вступлением адриатической республики в НАТО, имело не только экономическое, но и политическое значение. «Членство в НАТО не помешает нашим добрым отношениям с Россией, принятое решение — лишнее тому подтверждение»,— заверил тогда источник “Ъ” во властных структурах Черногории.
Сейсморазведка будет вестись на территории в 1,2 тыс. кв. км в 10–15 милях от черногорских городов Бар и Улцинь. Как признают в республиканском Управлении безопасности на море, операция предстоит непростая. Polar Empres не только имеет сложное оборудование на борту, но и тянет за собой пучок кабелей с различными приборами длиной 7,5 км. Для надежности и безопасности исследования ему необходимо постоянно иметь свободную от любых плавучих средств зону в 10 км по корме и 5 км по бокам — это обеспечивают вспомогательные суда.
По результатам сейсморазведки, суть которой схожа с методом ультразвука в медицине, предполагается получить детальную информацию о строении морского дна на глубине до 7 км. Это позволит точно определить оптимальное место для бурения пробной скважины, которое намечено на конец будущего года. Зампред правления НОВАТЭКа Марк Джетвей в начале года говорил, что компания планирует инвестировать в разведку углеводородов в Черногории €40 млн.
Впрочем, сложности, с которыми сопряжено исследование, носят не только технический характер. Против разведки и добычи нефти и газа на черногорском шельфе выступают местные экологи, а также часть населения Бара и Улциня. Они предупреждают о двух главных опасностях — возможных последствиях для морской фауны и угрозе, что воздействие на морское дно в этом сейсмически нестабильном районе может провоцировать землетрясения. Кроме того, экологи напоминают о нескольких инцидентах разлива нефти в море на объектах, где проводила работы компания Eni.
В республиканском Управлении углеводородов уверяют, что до начала исследования проведена детальная оценка воздействия на окружающую среду и приняты необходимые превентивные меры. А представитель Eni в Черногории Агостиньо Макани в интервью местному телевидению напомнил, что разливы нефти имели место в прошлом, в последние же десять лет компания пробурила более сотни скважин без единого инцидента, а недавно получила от Норвегии право на бурение в Баренцевом море, где едва ли не самые строгие в мире критерии безопасности.
С оптимизмом смотрят на начавшиеся работы на черногорском шельфе и в правительстве страны. «Уверена, мы найдем нефть и газ. Не потому, что я так думаю, а потому, что так говорят результаты исследований»,— заявила на днях министр экономики Черногории Драгица Секулич.
В правительстве республики “Ъ” пояснили, что по условиям соглашения с компаниями-концессионерами в случае подтверждения наличия коммерческих запасов нефти или газа до 68% доходов от их добычи пойдет Черногории. Подавляющая часть этих средств будет направлена не в бюджет, а в специальный Фонд будущих поколений, который предполагается создать по норвежскому образцу.