Все наше навсегда
Русская машина для русских дорог
Вернувшись из короткой экспедиции по Кольскому полуострову, а вернее по самой западной его части - полуостровам Средний и Рыбачий, я пересмотрел фильм "Кукушка". Эту картину снимали немного в другом месте - в районе Кандалакши, что от вышеописанных полуостровов довольно далеко. Но пейзажи очень похожие - такие же сопки с невысокой растительностью, покрытые мхом валуны... И, как в упомянутом фильме, где финский солдат, солдат советский и девушка-саами говорили каждый на своем языке, люди в этой части Кольского когда-то учились жить вместе и понимать друг друга. Русские, лопари, норвежцы... Последних здесь называют "норги", а граница совсем рядом, так что телефон то и дело ловит сеть "страны вероятного противника".
Повоевали здесь много. На перевале Муста-Тунтури - единственном месте на всей огромной протяженности линии фронта, где враг так и не смог пересечь границу СССР, - с удивлением и ужасом видишь, что под подошвами у тебя не камешки, а гильзы. Вперемешку - от "мосинки", от ППШ, от 98k... Тяжелую службу здесь несли и относительно недавно. Хотя испытания на долю послевоенных военных выпадали несколько иного рода, о чем напоминают не только брошенные казармы и целые городки, но и обелиски на обочинах, поставленные в мирное время.
"Вот здесь, - говорит наш гид, - молодой солдатик не справился с управлением и пустил под откос грузовик с двадцатью дембелями в кузове". "А тут тоже случилась грустная история. 31 декабря из штаба сообщили, что наконец-то привезли шампанское, можно приехать и забрать. За ним отправились прапорщик с капитаном на ГТТ. Но когда они уже забрали бутылки, разыгралась пурга, а приказ запрещал выезжать в такую непогодь даже на гусеничном транспорте. Как быть? Ведь праздник, семьи ждут. Потащили на себе... Капитана нашли в марте. Прапорщика - чуть раньше: он не дошел всего-то полста метров до жилья".
Тема алкоголя тут тоже, понятное дело, особая. Например, традиция обязательно выпить у Пьяного ручья. Якобы когда-то так делали православные монахи, которые шли на полуострова с проповедями и останавливались здесь на привал. Но, думаю, сегодня это делают потому, что дальше ни одного гаишника точно нет... Ну и конечно, на трезвую голову иногда просто невозможно найти выход из критической ситуации.
"Вон, видите, спуск под горку и крутой поворот. А под ним озерцо - маленькое, но довольно глубокое. Метров семь, наверное. Когда на моих глазах в него упал "КамАЗ", только задние фонари из воды торчали. Два мичмана выбрались сами. Но один из них тут же снова нырнул к кабине, чтобы вынырнуть... с бутылкой водки. Только когда они ее выпили, то стали в состоянии разговаривать и обсуждать с нами, что делать дальше..."
Как колхозят
Вот это все, на мой взгляд, самая лучшая мизансцена для понимания обновленного УАЗа "Патриот". Тут тебе и патриотизм в хорошем смысле этого слова. И жизнь гарнизонов - ведь армия и флот уже с незапамятных времен эксплуатируют машины Ульяновского завода. И дороги с бесконечными бродами и острыми камнями - баллонный ключ, меняя колесо, здесь приходится крутить не реже, чем баранку. Пот, кровь, слезы - от соленого океанского ветра, конечно же. Вот из всего этого, похоже, и сделан наш русский внедорожник.
Характерный пример. Еще до поездки на Рыбачий, во время пресс-конференции в мурманской гостинице, продакт-менеджер УАЗа докладывал нам о предпринятых усовершенствованиях:
- Многие автовладельцы жаловались, что вибрация от коробки передается на ручку КП. Чтобы исправить ситуацию, мы подсмотрели, что с этим делают...
Тут я намеренно делаю паузу и предлагаю читателю угадать, чье техническое решение было подсмотрено ульяновскими инженерами. "Мерседеса"? "Лэнд Ровера"?
- ...мы подсмотрели, что с этим делают в гаражах, где "колхозят" УАЗы, и сконструировали не монолитный, а составной рычаг, снабдив его демпфером.
В принципе, ничего зазорного в этом нет. Помните, мы в свое время восхищались опытом цивилизованных стран, где гражданам в новых районах сначала самим давали протоптать дорожки между домами, и только потом протоптанное асфальтировали?
Расплескалась синева
Я не знаю, что в новом "Патриоте" от конструкторских изысканий, а что от посмотренного "как колхозят", но изменений много, и они серьезны.
В новом поколении "Патриоту" достались передний мост от "Профи". От грузовичка же - рулевое управление с более жесткой трапецией и демпфером. И то и другое должно было поспособствовать точности управления. А для пущей плавности хода на автомобиле стоят новые амортизаторы спереди и сзади, а также задние двухлистовые рессоры, которые чуть мягче прежних, трехлистовых... Врать не буду, первые минут десять я ехал по городу и скоростной магистрали с некоторой опаской, но быстро привык. Не скажу, что в городе и вообще на асфальте "Патриот" ведет себя как слон в посудной лавке, но его стихия - конечно же, бездорожье, где, на мой взгляд, машина слушается идеально и вообще показала себя молодцом.
Конечно же, надо сказать про мотор. Рабочий объем не изменился, однако у агрегата увеличилась степень сжатия и изменились фазы газораспределения. Это сказалось и на мощности, возросшей со 135 до 150 л. с., и на моменте, который теперь составляет не 217, а 235 Нм. Вроде бы небольшая прибавка, но здесь важнее другие цифры. Чтобы достигнуть пика максимальной тяги, теперь нет необходимости посылать стрелку тахометра поближе к "красной зоне", он приходится на 2650 об/мин, а не на 3900, как раньше. Эту тягу на сравнительно небольших оборотах чувствуешь, когда преодолеваешь широкий и глубокий брод, например: раздвигать массы воды непросто, но "Патриот" это делает без надрыва.
Про ручку управления КП мы уже говорили. Но модернизирована была и сама коробка. Инженеры улучшили избирательность привода пятиступенчатой "механики", уменьшили ходы рычага и усилие на нем. Меньше похожа на эспандер теперь и педаль сцепления - усилие уменьшилось на пятую часть благодаря новой выжимной пружине.
Позаботились не только об осязании, но и о слухе. Тому залогом новое сцепление фирмы LUK c ведомым диском, дополненным демпфером холостого хода. Я с прежним сцеплением не ездил, но уверяют, что вибраций и шума стало меньше. Тише теперь и мотор за счет большей площади звукоизолирующих материалов на моторном щите. А колеса - благодаря модернизированным уплотнителям в проемах боковых дверей, с которыми еще и двери закрываются тише. Плюс вытяжная вентиляция с внутренней части потолка в багажном отсеке переместилась в зону заднего бампера.
Да, и еще. На стойках появились поручни, чтобы садиться было удобнее, а в дороге не так трясло. И вообще, как нам объяснили, большинство предпринятых новшеств были ориентированы именно на комфорт. Слава Богу, "база", с которой эти новшества стартовали, была довольно далека от комфорта. И потому новый "Патриот", как это и продиктовано его именем, настолько же далек от огламуренных внедорожников, примеров которых мы видели немало, насколько Кольский полуостров далек от Северной Калифорнии, хотя пейзажи иногда и могут ввести в заблуждение. Или насколько песня "Расплескалась синева" далека от песни "Цвет настроения синий".
Титовка - Средний - Рыбачий. Must see.
Водопад на реке Титовка
Когда-то по этой реке проходила граница между СССР и Финляндией. Река впадает в Баренцево море и когда-то называлась Китовкой. Потому что в ее устье часто выбрасывались на берег киты.
Хребет Муста-Тунтури
Перевал с идеально сохранившимися укреплениями и другими следами последней войны.
"Два Брата"
20-25-метровые скальные останцы на северном берегу полуострова Средний. Рядом - Берег рыжих камней с песчаниками, силами воды и ветра превращенными в причудливые фигуры.
Мыс Немецкий
Самая северная континентальная точка европейской части России. Живописное место, если закрыть глаза на следы жизнедеятельности человека.
Мыс Кекурский
Невысокие скалы черного цвета, с которых открывается великолепный вид на океан и полуостров.
УАЗ "Патриот" 2019
|