Отверточное судостроение
«Суперверфь» «Звезда» начнет с крупноузловой сборки
Первые танкеры класса Aframax, которые верфь «Звезда» должна сдать в 2020 году «Роснефти», будут строиться в России во многом номинально. Самые сложные части — корму и носовые секции, а также якоря — привезут из Кореи. Тендер не вызвал удивления у участников рынка: пока «Звезда» не готова строить суда целиком, а носовые части и корму корейцы сделают быстрее, что снимет риск срыва сроков сдачи танкеров.
Дальневосточная верфь «Звезда» (строится консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и ГПБ) разместила на портале госзакупок тендер на доставку с южнокорейской верфи Hyundai кормы, носовых секций и якорей головного танкера класса Aframax для «Роснефтефлота». Цена — 138,8 млн руб., итоги конкурса подведут 13 февраля. Носовые части и якоря надо доставить с 29 марта по 5 апреля 2019 года, корму — с 30 августа по 7 сентября.
В портфеле «Звезды» 12 Aframax. Соглашение на пять судов на СПГ дедвейтом 114 тыс. тонн подписано в сентябре 2017 года, первый танкер должен быть сдан в 2020 году. Затем «Звезда» взяла заказ еще на пять Aframax, соглашение подписано «Роснефтью», «Совкомфлотом» (оператор), ГТЛК, «Роснефтефлотом» и верфью. Сообщалось, что проект должен получить на Hyundai, где «Совкомфлот» строил четыре таких танкера для Shell, конструкторско-технологическую документацию и опыт. В сентябре «Совкомфлот» подписал соглашение с «Роснефтью», «Звездой» и ВЭБом еще на два танкера (см. "Ъ-онлайн" от 11 сентября). Тогда же состоялась церемония закладки первого Aframax, в ноябре «Роснефть» объявила о начале серийного производства — на «Звезде» прошла резка металла для второго танкера на СПГ.
В «Роснефти» “Ъ” не ответили. В Минпромторг информация о закупке от «Звезды» не поступала.
Требования для отнесения продукции к произведенной в РФ определены постановлением правительства №719, отмечают в министерстве, при поступлении заявки «Звезды» о подтверждении производства ее рассмотрят.
Согласно последней редакции постановления, в РФ должны пройти закладка, сборка корпуса, достройка, швартовые и ходовые испытания, а также сдача судна, должны использоваться российские (или из ЕАЭС) винты и винто-рулевые колонки (см. “Ъ” от 16 октября). Но редакция до сих пор не принята и, по данным “Ъ”, поддержана не всеми ведомствами.
Источники “Ъ” на рынке не удивлены появлением тендера. Все были уверены, что по крайней мере на первых порах «Звезда» будет заниматься «отверточной сборкой» — основное оборудование будет производиться за границей и привозиться на верфь для сборки, «в Большом Камне просто шильдик прикрутят», говорит один из собеседников “Ъ”. Корма и носовые части — самые сложные и дорогие, «Звезде» остается сделать середину корпуса и с этим она должна справиться, отмечает он. Но это больше похоже на игру в судостроение, чем на реальный процесс, говорит источник “Ъ”.
Другой собеседник “Ъ” подтверждает, что корма и нос судна — изогнутые, наиболее сложные части: «Строительство их на "Звезде" займет дополнительное время и будет стоить дороже. А корейцы наряду с китайцами строят суда быстрее всех в мире. После поставки частей головного Aframax на создание аналогичных секций серийного судна уйдет несколько месяцев». Он считает заказ части корпуса в Южной Корее верной эффективной стратегией: срыв сроков обойдется «Звезде» значительно дороже оплаты работы корейской верфи и транспортировки секций.
Другие источники “Ъ” в отрасли согласны, что сегодня «Звезда» не в состоянии строить судно полностью. «На заводе не смонтировано трубогибочное оборудование, трубы поставляют сторонние производители. Строить заказы полностью верфь сможет в лучшем случае через три-четыре года»,— говорит один из судостроителей Петербурга.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что «Звезда» в процессе запуска мощностей, в рамках кооперации с верфями Южной Кореи проходит поэтапный процесс локализации производства крупнотоннажных судов. Это касается и операций, которые необходимы для получения господдержки, права на каботаж и работу в Арктике в соответствии с поправками к постановлению №719, добавляет эксперт. На предприятии освоена крупноузловая сборка и стыковка готовых секций, это необходимый этап освоения технологических операций, который позволяет наработать компетенции для самостоятельного строительства крупнотоннажных танкеров, уточняет господин Бурмистров.