Взятки вывели в лидеры
Челябинская область оказалась в топах рейтингов по коррупционным преступлениям
Челябинская область за последний год поднялась с 16-го на четвертое место в рейтинге регионов по количеству взяточников. По данным Генпрокуратуры, число зарегистрированных преступлений по ст. 290 УК РФ («Получение взятки») за десять месяцев по сравнению со всем 2017 годом увеличилось почти вдвое, с 55 до 100. Следственный комитет России ранее назвал регион самым коррумпированным в стране, проанализировав статистику по всем видам преступлений, связанным с подкупом и мошенничеством. Источник в областной прокуратуре сообщил, что увеличению статистики способствовал ряд громких уголовных разбирательств, связанных в том числе с «делом Юревича». Эксперты считают, что причиной роста числа коррупционных преступлений в регионе является излишне лояльное по отношению к взяточникам российское законодательство.
В январе — октябре 2018 года в Челябинской области было возбуждено 100 уголовных дел по статье 290 УК РФ («Получение взятки»). Это почти вдвое больше, чем за весь 2017 год. В рейтинге регионов по количеству выявленных преступлений регион поднялся с 16-й строчки на четвертую. В первую пятерку Челябинская область попала впервые с 2015 года, а еще раньше на протяжении пяти лет Южный Урал регулярно оказывался в тройке антирейтинга с показателями 354–446 уголовных дел о взятках в год.
Согласно информации Генпрокуратуры, в среднем по России стали почти на 10% чаще, чем в прошлом году, брать взятки. Больше всего случаев их получения было выявлено в Москве (182), Ростовской (170), Московской (126) областях, далее следует Челябинская область, замыкает пятерку Краснодарский край (93). Всего с января по октябрь было зарегистрировано более 3 тыс. случаев получения взяток, что на 272 больше, чем годом ранее. Возросло и количество случаев дачи взяток (ст. 291 УК РФ): 2251 преступление против 2037. Лидерами стали Москва и Подмосковье (127 и 114), Краснодарский край (73 случая). Челябинская область по этому показателю на 38-м месте (16 уголовных дел). Всего за десять месяцев 2018 года в России были совершены 27 143 преступления коррупционной направленности, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период 2017 года. В Генпрокуратуре объяснили рост показателя ужесточением законодательства и антикоррупционной пропагандой.
В пресс-службе областной прокуратуры рассказали, что наибольшее количество коррупционных преступлений в регионе в 2018 году было выявлено в Челябинске (220), Магнитогорске (159), Сосновском районе (96), Миассе (36), Копейске (13). Чаще всего (116 раз) в коррупции уличали сотрудников образовательных и медицинских учреждений, военкоматов. На втором месте по таким эпизодам — коммерческие предприятия, на третьем — правоохранительные органы. «В среднем в категории взяток особо крупного размера госслужащим дают 2,5 млн руб. Мелкая взятка в среднем — 3,5 тыс. руб.»,— сообщила пресс-секретарь надзорного ведомства Наталья Мамаева.
Свой антирейтинг регионов по числу преступлений коррупционной направленности составил и Следственный комитет России. В ведомстве посчитали количество зарегистрированных эпизодов мелкого взяточничества, мошенничества, дачи и получения взятки, присвоения или растраты, злоупотребления должностными полномочиями, служебного подлога, коммерческого подкупа. Челябинская область оказалась на первом месте по общему числу таких преступлений. В текущем году, по данным СК России, в регионе зарегистрированы 639 коррупционных правонарушений. На втором месте — Татарстан (459 случаев), на третьем — Москва (421), на четвертом — Краснодарский край (372), на пятом — Ростовская область (353). Среди направленных в суд уголовных материалов преобладают дела о мелком взяточничестве (22,3%), мошенничестве (19,8%), даче взятки (18%), получении взятки (15,1%), присвоении или растрате (8,3%), злоупотреблении должностными полномочиями (3,7%). В ведомстве уточнили, что чаще других под подозрение в коррупционных преступлениях в этом году в России попадали сотрудники органов внутренних дел, должностные лица органов местного самоуправления, военнослужащие, сотрудники госучреждений и предприятий.
Источник в областной прокуратуре сообщил корреспонденту “Ъ-Южный Урал”, что рост статистических показателей связан с тем, что в 2018 году были завершены расследования по ряду громких коррупционных дел с множеством преступных эпизодов. «В статистику вошли в том числе материалы, связанные с “делом Юревича”, поэтому произошел такой скачок»,— рассказал собеседник. Также в 2018 году были возбуждены уголовные дела по обвинениям экс-мэра Миасса Геннадия Васькова, бывшего сити-менеджера Миасса Станислава Третьякова, бывшего заместителя министра экономического развития Антона Бахаева, экс-руководителя Агентства международного сотрудничества региона Ольги Алейниковой. С арестом начальника управления культуры Дмитрия Назарова новый поворот получило уголовное дело о продаже участков на озере Увильды, предназначавшихся под строительство детского лагеря.
Пресс-секретарь СК России по Челябинской Владимир Шишков объяснил рост числа взяток в регионе высокой выявляемостью. «У нас есть рост по возбужденным делам. В декабре 2017 года было возбуждено 608 уголовных дел. На декабрь текущего года — 686 уголовных дел коррупционной направленности. Речь не о том, что в области больше коррупционеров и взяточников. Коррупционные преступления — латентный вид преступлений, их выявления свидетельствуют о слаженной работе правоохранительных органов в данном направлении»,— отметил господин Шишков.
В комиссии по координации работы по противодействию коррупции при правительстве Челябинской области назвали статистические данные Генпрокуратуры «суммарными». «Мы можем прокомментировать в своей части, что уровень коррупции в Челябинской области не превышает среднероссийских показателей. По нашей оценке, как и в других регионах страны, это в основном “бытовая коррупция”»,— сообщил пресс-секретарь правительства области Дмитрий Федечкин, представляя позицию комиссии.
Профессор РАНХиГС Владимир Соловьев считает, что причиной роста числа коррупционных преступлений в регионе является излишне лояльное по отношению к взяточникам законодательство в целом по стране. «Борьба с коррупцией у нас ведется недостаточно эффективными методами. Нужна решительность федеральной власти. Нам нужно ратифицировать 20-й пункт конвенции ООН о борьбе с коррупцией, который наша страна не принимает. Согласно ему, отменяется презумпция невиновности для чиновников. Любой госслужащий должен отчитываться за все личные денежные потоки: покупку дорогих вещей, машин, строительство дач. Необходимо доказать, что деньги ты получил законным путем. Если твой доход отличается от задекларированного, наступает уголовная ответственность»,— говорит эксперт. Также господин Соловьев считает необходимым в качестве наказания для коррупционеров ввести полную конфискацию имущества.