Кино не привезли
Почему в России будет меньше иностранных фильмов
Прошедший год может войти не только в книги по истории российской киноиндустрии, но и в учебники по ее экономике. В борьбе за возвращение бюджетных средств, вложенных в российское кино, Минкульт без прикрас развернул полный спектр государственных инструментов. Чиновники сдвигали премьеры, отзывали прокатные удостоверения, не скрывая ни экономических, ни идеологических оснований и не оставляя пространства для маневра смирившимся в итоге дистрибуторам. Но если локальной цели нерыночные методы достигли, то для отечественного кинопроката в целом они обернулись только потерями, и от будущего его участники тоже ничего хорошего не ждут.
В середине декабря любители киноблокбастеров неожиданно столкнулись с непростым выбором: в прокат в один день вышли продолжение «Трансформеров» «Бамблби», римейк «Гринча» и снятые по вселенным DC и Marvel соответственно комиксы «Аквамен» и «Человек-паук: Через вселенные». А в конце месяца можно будет увидеть похожее столпотворение, но уже российских фильмов. Объяснить такую сегментацию несложно: российские продюсеры и прокатчики захотели заработать как можно больше на новогодних праздниках и сдвинули зарубежные релизы, чтобы избежать конкуренции.
В этом случае кинодеятели сумели обойтись без помощи чиновников, хотя в целом 2018 год запомнится отрасли тем, что Минкульт как никогда прежде вмешивался в кинопрокат. Главная цель властей — доля отечественного кино, которая через три года должна достигнуть 30% от общих сборов. Есть ощущение, что министр Владимир Мединский не очень верит в решение этой задачи рыночными методами, поэтому в прошедшем году мы могли наблюдать полный спектр нерыночных.
Чтобы не мешать «Движению вверх», собравшему невероятные для российского проката 3 млрд руб., чиновники сначала отменили, а затем перенесли фильм «Приключения Паддингтона 2» за день до премьеры. У другой картины — «Смерть Сталина» — Минкульт спустя неделю и вовсе отозвал прокатное удостоверение, открыто объяснив решение идеологическими мотивами. Комикс «Мстители: Война бесконечности» должен был выйти 3 мая, но, чтобы не мешать российским военным драмам, релиз перенесли на неделю. Выход зарубежного мультфильма «Распрекрасный принц» был назначен на 24 мая, но картина получила прокатное удостоверение лишь на конец июня, а в конце мая вышел российский «Садко».
А вот одна из последних задержек в выдаче прокатного удостоверения выглядит скорее недоразумением. Боевик «Хантер Киллер» не получил вовремя разрешение на прокат из-за неправильно оформленных документов, и дистрибутор Megogo стал намекать на цензуру. В результате интерес к боевику резко вырос, а президент РФ Владимир Путин лично отметил картину, назвав ее «плохим фильмом».
Минкульт и российские продюсеры нашли работающее решение и начали его тиражировать. Отечественные релизы предпочитают толпиться на потенциально прибыльном периоде, не думая об ущербе для кинотеатров. Более того: помимо переноса релизов по экономическим причинам Минкульт теперь цензурирует рынок и исходя из идеологических взглядов.
Возможно, чиновникам и кинодеятелям стоит пересмотреть какую-нибудь поучительную киноисторию, чтобы понять, что вмешательство в естественный ход событий хоть и обещает сиюминутную выгоду, но грозит проблемами в дальнейшем.
А они уже начались: несмотря на растущую выручку российских фильмов, киносборы в целом снижаются. Бокс-офис и посещаемость кинотеатров, по прогнозам аналитиков, могут оказаться на 8–10% ниже, чем в 2017 году. Политика негативно сказывается на зрителях, которым предлагают даже в Новый год смотреть отечественные фильмы про войну.
Сами кинодистрибуторы предпочитают решать проблемы по мере их поступления и громко не жалуются, понимая, что крупные российские фильмы, как правило, снимаются с госучастием и государство заинтересовано в эффекте от этих вложений. Хотя, как признают крупные игроки, в дальнейшем дистрибуторы блокбастеров и правда готовы осторожнее планировать релизы. А вот независимые прокатчики гораздо больше, чем цензуры, опасаются очередного ослабления рубля. Поскольку их фильмы закупаются за валюту и не претендуют на миллиардные доходы, привозить новые картины будет все сложнее, даже если зритель и свободная дата для них найдутся.