Затрапезный экскурс
Параллели
В последние годы москвичи полюбили новый для себя формат общественного питания — гастрономические рынки. Но такие проекты не российское ноу-хау. Подобные объекты давно и успешно существуют в Барселоне, чей пример вроде как вдохновил наших рестораторов. Побывав в самом туристическом городе Испании вместе с участниками программы «Архитекторы.РФ», корреспондент «Ъ-Дома» выяснил, что у индустрии гастрорынков Москвы и Барселоны пока не так много общего.
Вначале тьма, а потом рынок
«Оказавшись впервые в Барселоне, сразу же направляйтесь на рынок Бокерия, которые местные называют Сан-Жузепом»,— рекомендуют путеводители. Для первого и одного единственного раза посещение самого туристического рынка Каталонии достаточно. Чтобы испытать настоящий барселонский вкус (в прямом смысле), надо отправляться на другие рынки. Даже ходить далеко не надо: если держать курс от Бокерии в сторону Готического квартала, то минут за 15 можно дойти до Santa Caterina.
Пропустить это здание невозможно: его выдает крыша с яркой мозаикой. «Если бы вы видели, что происходило в этом районе 20 лет назад»,— говорит Бенедетта Тальябуэ, которая вместе со своим супругом основала архитектурное бюро Miralles Tagliabue EMBT (оно занималось реконструкцией рынка; этот процесс завершен в 2005 году). Можно представить, что здесь происходило в то время. Барселона, как известно, открылась миру сравнительно недавно: город стал таким популярным среди туристов после Олимпиады 1992 года. До этого он был промышленным центром Испании с вытекающими отсюда последствиями. Это сейчас Барселонета — модный пляж, а в конце 1980-х годов этот район был самой банальной промышленной зоной. С местом, где находится рынок Santa Caterina, происходило то же самое. «Этот район считался неблагополучным,— вспоминает госпожа Тальябуэ.— Хотя здесь жили люди разного социального слоя».
В конце 1990-х годов власти Барселоны решили обновить район, находящийся в самом центре города — между Старым городом, Готическим кварталом и Эшампле. Прежде всего чиновники мэрии взялись за обустройство рынка, который по-прежнему находится в городской собственности. «Было сложно: не все местные жители хотели, чтобы здесь что-то менялось, потому что это нарушило их привычный уклад жизни»,— говорит Бенедетта Тальябуэ. Авторам проекта реконструкции рынка и прилегающей территории приходилось каждый раз советоваться с местными жителями. Сотрудники Miralles Tagliabue EMBT собрали их однажды в инициативную группу и долго с ними не расставались: местным дали возможность спроектировать часть общественного пространства около Santa Caterina. Мне эта история понравилась, как, надеюсь, и участниками третьего модуля программы профессионального развития «Архитекторы.РФ», которых в ноябре с экскурсией по Santa Caterina водили сотрудники Miralles Tagliabue EMBT.
Что такое «Архитекторы.РФ»? Это лидерская программа профессионального развития для российских архитекторов, проектировщиков, градостроителей, сотрудников муниципалитетов и студентов старших курсов профильных учебных заведений. Программа по поручению президента России и при поддержке федерального правительства реализуется ДОМ.РФ и Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Программа состоит из онлайн-курсов и офлайн-модулей и проходит с июня по декабрь 2018 года. В результате программы сформируется сообщество профессионалов, способных менять города и создавать комфортную городскую среду.
Хозяин — барин
Урбаниста компании «Октогон» Алину Георгиевскую, участвовавшую в третьем модуле программы «Архитекторы.РФ», в Барселоне поразил именно тот факт, что многие рынки до сих пор находятся в городской собственности, в отличие, скажем, от Самары, где она живет, или Москвы, где бывшие ярмарки под гастрономические пространства выкупают крупные ресторанные холдинги. Первое отличие таких проектов, реализуемых в Барселоне и российских городах,— форма собственности, говорит урбанист (см. материал госпожи Георгиевской на этой странице). Как она полагает, городская собственность позволяет сохранить функциональное назначение объекта, то есть на месте рынка вряд ли появится жилая многоэтажка.
Второе отличие: рынок в Барселоне инкорпорирован в городскую среду. Бенедетта Тальябуэ не устает повторять, каким опасным был район вокруг Santa Caterina и каким он сейчас стал (кстати, рядом с рынком находится один из модных среди туристов и местных жителей бутик-отель, с крыши которого мы разглядывали с Бенедеттой объект, реконструкцией которого она руководила). В Москве, если взять тот же модный сейчас Даниловский рынок, реновация объекта не привела к улучшению примыкающего городского пространства, но и не ухудшило ее. Сам по себе район у станции метро «Тульская» всегда считался перспективным с учетом близости Шаболовки и Якиманки. Что же касается других новых гастрорынков Москвы, то они точь-в-точь повторяют ситуацию с Даниловским: все эти объекты функционируют в районах с устойчивым развитием. Другое дело, когда новый формат рынков кардинально меняет образ прилегающей территории, как в случае с Santa Caterina, на территории которой, кстати, сохранился фундамент бывшей одноименной церкви (на ее месте сейчас и находится рынок).
Идентичность города
Такие гастропространства, как Бокерия или Santa Caterina, есть в каждом районе Барселоне, в некоторых — даже по несколько объектов. «Рынки — это идентичность Барселоны, ее культурный код»,— говорит основатель Guallart Architects Висенте Гуайарт, работавший в 2011–2015 годах главным архитекторов городского совета Барселоны. По его словам, это далеко не туристические объекты, как может показаться на первый взгляд, а место для общения жителей кварталов. «Это как раз центр формирования городского сообщества»,— говорит господин Гуайарт.
Хотя архитектор — частый гость в Москве, он решил спросить меня, как в российском мегаполисе развиваются гастрономические рынки. «Туда по-прежнему ходит только определенный тип горожан?» — уточняет он, намекая на сообщество модных и в меру образованных людей. В Барселоне, по словам Висенте Гуайарта, рынки — это место интеграции горожан разных взглядов и принципов, а не сегрегации. Выходит, что это тоже отличительная черта рынков Барселоны и Москвы.
По словам архитектора, за создание таких пространств, где четко вырисовывается идентичность каталонцев, выступал еще Ильдефонс Серда, чье имя вызывает живой отклик у нынешних барселонцев. В XIX веке он создал свой план расширения Барселоны, который и превратил главный город Каталонии в то, чем он сейчас является. В том числе об идентичности городов господин Гуайарт говорил с участниками программы «Архитекторы.РФ».
Всегда интересно, как местные жители реагируют на изменения в городе, а в нашем случае — на реконструкцию рынков. Барселонский архитектор Ричард Понс Маскасес устроил нам экскурсию по местным дворам, и по пути мы зашли на Sant Antoni — очень популярный среди туристов рынок в Старом городе. Недавно там прошла реконструкция, но, как говорит Ричард, прежний (наверное, знакомый лично ему с детства) дух исчез, поскольку после обновления рядом появилась ярмарка под открытым небом. Она, по его мнению, нарушает своими новыми конструкциями облик исторического рынка. «Одним словом, новодел»,— резюмирует архитектор. Чувствуете, знакомые слова, да?