К ледоколам пристраиваются спецсуда
«Росатом» потратит 36 млрд руб. на плавдок и заправщик для ЛК-60
Как стало известно “Ъ”, общая стоимость проекта строительства еще двух атомных ледоколов мощностью 60 МВт, плавучего дока для их ремонта и судна для перегрузки ядерного топлива может составить 136 млрд руб. Из этой суммы 45 млрд руб. должно выделить государство, а остальные средства вложит «Росатом». При этом на строительство плавдока и спецсудна госкорпорация потратит 36 млрд руб. Их закладка, по словам источников “Ъ”, состоится в горизонте пяти лет. Окончательное решение о месте их строительства пока не принято.
«Росатом» оценил проект по строительству еще двух атомных ледоколов мощностью 60 МВт (ЛК-60), плавучего дока и судна для обслуживания атомных ледоколов в 136 млрд руб., рассказали “Ъ” источники в отрасли. Создание ледоколов было утверждено по итогам совещания под председательством премьера Дмитрия Медведева, состоявшегося 28 ноября на Балтзаводе, решение вошло в протокол (копию видел “Ъ”). По словам собеседников “Ъ”, из общей суммы 45 млрд руб. даст бюджет, остальные 91 млрд руб. «Росатом» привлечет самостоятельно. Себестоимость строительства ледоколов составит 92 млрд руб., но с учетом банковской гарантии, страхования и НДС предельная стоимость — чуть выше 100 млрд руб. (подробнее см. «Ъ-СПб» от 6 декабря).
Собеседник “Ъ” утверждает, что в 2019–2021 годах государство даст на строительство двух ледоколов около 37 млрд руб. Еще около 8 млрд руб. планируется выделить после 2021 года. Получить комментарий у Минфина в пятницу вечером не удалось. В начале декабря на встрече с журналистами президент ОСК Алексей Рахманов говорил, что корпорация рассчитывает подписать контракт на строительство двух ЛК-60 в первом квартале 2019 года. По данным “Ъ”, ввод в эксплуатацию намечен на 2024 и 2026 годы соответственно.
Сейчас Балтзавод уже строит три ледокола ЛК-60 за 121,4 млрд руб. Сроки сдачи головной «Арктики», намеченные изначально на 2017 год, неоднократно переносились. Судно должно быть передано «Атомфлоту» по итогам ледовых испытаний к лету 2020 года (см. “Ъ” от 10 сентября). Сдача серийных «Сибири» и «Урала», намеченная на 2021 и 2022 годы соответственно, также, по словам источников “Ъ”, может быть перенесена.
Для обслуживания нового атомного флота «Росатому» необходимо построить плавдок (см. “Ъ” от 29 сентября 2017 года) и спецсудно для перегрузки ядерного топлива. Их закладка, по словам источника “Ъ” в отрасли, возможна не ранее 2024–2025 годов. По словам собеседников “Ъ”, плавдок оценивается в 8,5 млрд руб., хотя один из источников “Ъ” сомневается, что этой суммы будет достаточно. Пока нет технического проекта дока, его стоимость определяют путем сравнения с аналогичными изделиями, построенными на иностранных верфях, поясняет собеседник “Ъ”. «Но это не совсем корректно: в плавдоке для "Росатома" понадобится использовать холодостойкую сталь, для этого нужно применять специальные режимы сварки, химические добавки. Все это увеличивает стоимость строительства»,— отмечает источник “Ъ”.
Еще один собеседник “Ъ” говорит, что сейчас «Росатом» рассматривает возможность заказа такого дока за границей, в частности на верфях Китая, Хорватии и Турции. Другими вариантами, как и для спецсудна, являются Балтзавод и дальневосточная «Звезда». Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что при заказе строительства дока в Китае, на российском Дальнем Востоке или при покупке на вторичном рынке значительную сложность составит транспортировка. «Док достаточно хрупок и при сильном волнении может переломиться на волне. Поэтому его можно перевозить двумя способами: заказывать большое транспортное судно или тащить его по прибрежной зоне, но второй вариант займет очень много времени»,— заключает он.
Остальные средства проекта в размере 27–28 млрд руб. направят на строительство спецсудна (см. “Ъ” от 4 мая). Оно должно работать с реакторами «Ритм-200», установленными на ЛК-60, КЛТ-40С (плавучая АЭС «Академик Ломоносов»), а также «Ритм-400», которые планируется установить на сверхмощный ледокол «Лидер», строительство которого должно начаться в 2020 году.