Железнодорожные переезды избавляют от камер
Госдума уточнила места установки систем фотовидеофиксации нарушений
В местах пересечения железнодорожных переездов с частными автодорогами и дорогами «необщего» пользования не будет автоматических камер, выносящих штрафы. Такая норма прописана в законопроекте, принятом Госдумой. Для владельцев остальных 10 тыс. переездов «общего пользования» обязанность ставить камеры сохраняется, но конкретные требования теперь укажут отдельным постановлением правительства.
Во вторник Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». В первоначальной редакции документ перераспределял полномочия между органами власти, но в финальной редакции в законопроекте появились нормы, связанные с работой железнодорожных переездов.
В действующей редакции закона сказано: владельцы железнодорожных путей должны оборудовать переезды камерами, по материалам которых выносятся штрафы. Напомним, за пересечение железной дороги под красный свет или при закрывающемся шлагбауме можно лишиться прав на срок до полугода или получить штраф 1 тыс. руб.
В новой редакции закона уточнено: камеры должны быть только в тех местах, где железная дорога пересекается с публичной автодорогой «общего пользования». А вот на переездах «необщего» пользования (в местах пересечения ж/д путей с частной или ведомственной дорогой) фотовидеофиксация не нужна.
По данным Минтранса, в России 10,5 тыс. переездов, из них — 450 «необщего» пользования. Установка систем фиксации нарушений началась с 2009 года, сейчас ими оборудовано 128 пересечений железных и автодорог, еще на 127 комплексы появятся «в ближайшее время», заверили “Ъ” в Минтрансе.
Сегодня требование о камерах распространяется абсолютно на все объекты, включая «глухой переезд в тайге, где проезжают за сутки один поезд и две машины», пояснил “Ъ” автор поправок, член комитета по транспорту, единоросс Владимир Синяговский. «Или, например, дорога, пересекающая заржавевшие рельсы, которые никуда не ведут и принадлежат промышленному предприятию, которое давно разорилось и существует только на бумаге,— рассказал он.— О переездах на путях необщего пользования вообще зачастую отсутствуют сведения. Таким образом, данная норма была неработающей». В пресс-службе Минтранса России “Ъ” заявили, что поправки в закон поддерживают. В РЖД от комментариев воздержались.
Господин Синяговский отметил, что порядок оборудования камерами переездов «общего пользования» теперь определит правительство — такой документ будет разработан впервые, это также заложено в новом законе. «Думаю, что в нем должны учитываться такие показатели, как интенсивность движения, аварийность и другие,— считает депутат.— Возможно, будет установлен комплекс критериев, который позволит устанавливать камеры только там, где они действительно нужны».
Ранее возникали споры о том, кто должен финансировать установку камер — железнодорожники или автодорожники — постановление, в теории, может дать ответ на данный вопрос, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. По логике все обременения должны ложиться на дорожников, отмечает директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин, но часть финансовой нагрузки может взять на себя и РЖД. Желательно, чтобы камеры на переездах записывали и хранили видео, добавляет эксперт по системам фотофидеофиксации Григорий Шухман.
«Водитель, к примеру, может попасть в ловушку "автоматики", когда уже практически заехал на переезд или попал в пробку, и тут шлагбаум внезапно опустился. Куда водителю деваться?
— говорит господин Шухман.— Другая ситуация: водитель явно преднамеренно, имея возможность остановиться до переезда или выехать с него, поехал на переезд "на авось" уже после срабатывания сигнала. Определить виновника в таких ситуациях можно только по видео».
Камеры тоже ошибаются
Десять доказанных и официально признанных сбоев систем фотовидеофиксации