Россия отказалась начинать диалог с Германией о возврате трофейных ценностей
Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкой заявил, что нет смысла сейчас начинать переговоры с Берлином о передаче трофейных ценностей времен Великой Отечественной войны, потому что «нет настоящей атмосферы доверия между странами политического диалога». Так он ответил на повторное обращение Германии к России с просьбой вернуть культурные ценности, вывезенные из страны, сообщают «Известия» со ссылкой на бюро уполномоченного по вопросам культуры в правительстве ФРГ Монику Грюттерс.
В 2013 году канцлер ФРГ Ангела Меркель, открывая выставку в Эрмитаже, где выставлялись вывезенные культурные объекты, заявила, что Берлин по-прежнему планирует вернуть произведения искусства в Германию. Спустя пять лет бюро снова поднимает вопрос возврата культурных ценностей.«Мы убеждены, что культурные объекты, воплощающие выдающиеся достижения нации и составляющие часть ее истории и самобытности, не должны использоваться в качестве компенсации за военные потери»,— отмечает бюро (цитата по «Известиям»).
Господин Швыдкой рассказал, что в период с 2000 по 2004 год (когда он был министром культуры) с Германией проходил «живой диалог». «Мы обсуждали все, что можно было вернуть в рамках действующего законодательства, и какие-то вещи на обменной основе возвращались»— уточнил спецпредставитель РФ. Он добавил, что для возобновления процесса передачи культурных ценностей «требуется атмосфера доверия, которой сегодня, к сожалению, нет». «Я говорю об этом с сожалением, потому что отношения с Германией в области науки и культуры весьма плодотворны»,— рассказал господин Швыдкой.
До сих пор в Москве остается множество культурных ценностей, вывезенных из Германии. Один из них — троянская коллекция Генриха Шлимана, первооткрывателя Трои. Она была распределена в Государственный музей им. Пушкина и Эрмитаж. С 1945 года хранился Пергамский алтарь (мемориальный памятник, созданный в Пергамском царстве). Его все же доставили в Берлин в 1958 году. Господин Швыдкой рассказал, что претензии по поводу принадлежности коллекции ранее высказывала и Анкара.
На какие предметы из российских музеев претендуют иностранные государства — в материале “Ъ”.