Онлайн-покупки не отличаются оригинальностью
Россияне выбирают контрафакт
Две трети россиян не могут отличить оригинальную продукцию от контрафакта при онлайн-покупках, а еще больше готовы покупать контрафакт сознательно, следует из отчета BrandMonitor. Нарушения прав на товарные знаки затрагивают не только известные марки одежды и обуви, но и электронику, включая смартфоны, умные часы, портативную акустику и наушники. Но в этом сегменте с контрафактом успешно конкурируют B-бренды, отмечают эксперты.
Отличить продавцов оригинальной продукции от торговцев контрафактом в интернете не могут 68% покупателей, опрошенных компанией BrandMonitor, говорится в ее исследования (есть у “Ъ”). Торговцы контрафактом вводят покупателей в заблуждение, используя логотипы брендов, изображения оригинальных товаров, а также названия брендов в доменных именах, отмечают аналитики BrandMonitor: 63% респондентов ассоциируют сайт с компанией-производителем, если в его доменном имени присутствует название бренда. Еще больше россиян покупают контрафакт сознательно — хотя бы раз это делали 84% опрошенных. В исследовании участвовали жители городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек возрастом 14–55 лет, хотя бы раз за полгода совершавшие покупки непродовольственных товаров в интернете.
В сегменте электроники проблема контрафакта затрагивает в основном смартфоны, портативную акустику, смарт-часы и наушники, отмечает представитель группы «М.Видео-Эльдорадо». «Но доля контрафакта в России снижается благодаря совместным усилиям производителей, сервисных центров, ритейлеров и регулирующих органов»,— уверен он. Подделывают чаще всего такие A-бренды, как Apple, Razer (игровые аксессуары), Samsung, в редких случаях — популярную продукцию бюджетных брендов, например, Xiaomi, пояснил “Ъ” представитель «Марвел Дистрибуции». «Но с тех пор как стало реальным купить, например, смартфон с топовыми характеристиками за разумные деньги, мало кто стремится купить поддельный флагман»,— отмечает он. Для рынка бытовой техники и электроники проблема подделок не стоит очень остро, поскольку создание подделки близко по стоимости к оригиналу, поясняет представитель ассоциации РАТЭК Антон Гуськов.
Как сообщал ранее “Ъ”, принадлежащий Samsung Electronics производитель колонок и наушников Harman в 2018 году подал в России 114 исков к продавцам контрафактной электроники JBL. «Мы постоянно обнаруживаем различные онлайн-площадки, которые не только торгуют контрафактной продукцией, но и пытаются мимикрировать под официальных реселлеров, в том числе за счет упоминания бренда в адресной строке сайта»,— подтверждает представитель Harman.
На рынке одежды имитируют главным образом либо известные марки, либо узнаваемые модели, говорит представитель Fashion Consulting Group Ольга Штейнберг. По ее словам, в России особенно популярны имитации сумок и одежды Louis Vuitton, Gucci, Paul Smith, Chanel, Michael Kors и ведущих спортивных марок, например, Adidas и Nike.
Ежегодно в России рассматривается более 10 тыс. исков к индивидуальным предпринимателям за незаконное использование различных товарных знаков, отмечает омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. «Но это мировая проблема, и она вызвана неудовлетворенным спросом людей в регионах с низким достатком, которые хотят иметь разрекламированные брендовые вещи, но не могут их себе позволить»,— подчеркивает он.
Россияне раскрыли MacBook
По итогам 2018 года в России будет продано 205 тыс. Apple MacBook на сумму 20 млрд руб., прогнозирует объединенная компания «Связной и Евросеть». Это на 65% в натуральном выражении и на 113% в денежном выше, чем годом ранее. Доля Apple MacBook на российском рынке ноутбуков в денежном выражении вырастет до 15,9% против 12,7% в 2017 году.
Общие продажи ноутбуков по итогам января—сентября 2018 года выросли на 14% в штуках, до 2 млн, и на 25% в деньгах, до 68 млрд руб., сообщал ранее “Ъ”. Лидером в штучных продажах в этом сегменте осталась Lenovo.