«Соответствие американским санкциям — лишь малая доля общепланетарной картины»
Михаил Гуревич — о сепаратных отношениях интернет-гигантов с государствами
Корпоративный мессенджер Slack извинился за блокировку пользователей, посетивших Крым и другие регионы под санкциями. В компании сообщили, что заморозка аккаунтов была непреднамеренной. К проблемам привели ошибки в обновлении, говорится в сообщении сервиса. Обозреватель «Ъ FM» Михаил Гуревич считает, что эта история выходит далеко за рамки конкретного мессенджера, и российские власти могли бы сделать из нее важные выводы.
Руководство популярного корпоративного мессенджера Slack устроило шумиху, заблокировав на прошлой неделе многих клиентов, посетивших в последнее время Иран, Кубу, Северную Корею и территорию Крыма. На выходных в компании опомнились — заявили, что произошла ошибка и блокировать планировалось лишь местных пользователей. Но инцидент уже стал одним из примеров в глобальной дискуссии о том, как должны выстраиваться отношения государств и интернет-компаний в вопросах санкций и цензуры.
В России многим, конечно, кажется, что все это проявления некой глобальной русофобии, но реальность куда сложнее. Соответствие американским санкциям — лишь малая доля общепланетарной картины. На практике глобальным онлайн-игрокам приходится иметь сепаратные отношения с разными странами и организациями и решать абсолютно непересекающиеся проблемы.
По сути, эти контакты все больше напоминают формат межгосударственных.
И для президентов или премьеров встреча с тем же Цукербергом зачастую важнее визитов многих коллег. Ведь выручка Facebook или Google в не самых бедных странах сопоставима, а то и превышает объемы торговли с соседями. Тот же Google еще недавно вел секретные переговоры по возвращению на китайский рынок. Для успокоения Пекина был даже придуман специальный поисковик Dragonfly, фильтрующий поисковую выдачу в соответствии с китайской цензурой. Но сделка сорвалась. Информация о соглашательской позиции топ-менеджмента стала известна сотрудникам компании, и те объявили протест. В итоге от разработки пришлось отказаться.
Более удачный пример сепаратных отношений происходит на наших глазах между Airbnb и Израилем. В ноябре глобальный сервис краткосрочной аренды поддался давлению пропалестинского движения BDS и заявил о запрете размещения объявлений об аренде квартир в еврейских поселениях на оккупированных территориях. И пусть речь идет всего о паре сотен единиц жилья, к переговорам были подключены все силы, включая представителей правительства. История эта еще не закончилась, но судя по сообщениям прессы, в Airbnb готовы пойти на фактический отказ от запретительного решения.
Выходит, что интернет-гиганты не только выступают в роли государств, но еще и имеют внутреннее общественное мнение, с которым всегда вынуждены считаться. Крайне удивительно, что Россия совсем не пользуется этими обстоятельствами. Казалось бы, как раз Москва имеет серьезные шансы преуспеть в налаживании взаимопонимания с отдельными онлайн-бизнесами.
У Кремля же есть такой богатый опыт выстраивания сепаратных отношений с европейскими странами в попытках нарушить единство поддержки санкционной политики ЕС.
Но как дело доходит до интернета, слышны лишь угрозы да рассказы о том, что всемирную сеть придумало ЦРУ. Жаль, ведь преодолеть антироссийские санкции в виртуальном пространстве все еще проще и дешевле, чем в офлайн. Хотя, учитывая, что владение смартфоном на Старой площади все еще считают сродни эксгибиционизму, ожидать столь инновационного подхода к международным делам не приходится.