Президент Украины не победил в военном положении
Введение чрезвычайных мер не сделало Петра Порошенко лидером гонки
На Украине вчера завершилось действие военного положения. Объявляя об этом, президент страны Петр Порошенко отметил, что «российская угроза никуда не делась», но снять ограничения необходимо для проведения президентских выборов 31 марта 2019 года. Собеседники “Ъ” в Москве и Киеве подтверждают, что о решении каких-либо военных задач за этот срок говорить не приходится. Однако сам украинский президент постарался подчеркнуть другие достижения: возросшую убежденность западных партнеров в необходимости давления на Россию и выявление «пятой колонны» внутри страны. Эксперты убеждены: куда больше очков господину Порошенко, остающемуся на третьем месте в предвыборных рейтингах, может принести создание независимой украинской церкви.
Малозаметные итоги
Вчера в Киеве прошло заседание Совета национальной безопасности Украины, на котором президент Порошенко объявил: военное положение, введенное 26 ноября, завершилось. «Это мое принципиальное решение. Оно основывается на анализе всех слагаемых текущей ситуации с безопасностью в стране»,— сказал Петр Порошенко. И признал, что, если бы не назначенные на 31 марта 2019 года президентские выборы, он бы попросил украинский парламент продлить военное положение. «Российская угроза никуда не делась»,— отметил глава государства.
Напомним, что военное положение было введено в десяти областях Украины, граничащих с Россией, самопровозглашенными республиками Донбасса и непризнанным Приднестровьем, а также в Азовском море. Это произошло после того, как три корабля украинских ВМС 25 ноября попытались пройти через Керченский пролив и не подчинились требованиям российских пограничников остановиться. В ходе задержания российская сторона открыла огонь, что позволило Киеву говорить об «открытой агрессии» России против себя. Вслед за введением военного положения 30 ноября Украина запретила въезд российским мужчинам в возрасте от 16 до 60 лет.
На заседании СНБО Петр Порошенко утверждал, что все эти меры привели к успехам как внутри страны, так и на международной арене. «В десяти областях, где на протяжении месяца действовало военное положение, зарегистрировано на 26% меньше преступлений, чем обычно»,— сказал он. Однако для добропорядочных граждан, как убеждал президент Украины, военное положение не создало проблем: ограничения прав и свобод не было.
Зато на внешнеполитический вес Украины, по словам господина Порошенко, военное положение оказало весьма значительное влияние. «Еще полтора-два месяца назад предложения некоторых европейских стран ставили под угрозу продление санкций ЕС против России за ее действия в Донбассе и Крыму. Но две недели назад, во время моего визита в Брюссель 13 декабря эти санкции были единогласно продлены»,— пояснил он. Господин Порошенко обратил внимание на то, что теперь Совет ЕС признает необходимость рассмотрения и так называемого азовского пакета санкций — за действия России в Азовском море.
Впрочем, не дожидаясь решения Брюсселя, Украина вчера вечером ввела санкции сама. В СНБО сообщили: в черный список были добавлены «российские компании, бизнесмены, политики и депутаты, работники силовых структур, которые активно поддерживали или способствовали агрессивным действиям против Украины». Кроме того, введены «ограничительные меры» против организаторов выборов в Донбассе, а также «в отношении военных, судей и правоохранителей, причастных к незаконному захвату украинских моряков».
«Петр Порошенко достиг желаемого результата: он отреагировал на арест украинских моряков так, как должен был отреагировать, мобилизовал свой электорат и объединил его вокруг себя,— признал в беседе с “Ъ” директор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев.— Кроме того, он не отменил президентские выборы и намерен провести их в срок, что тоже характеризует его в глазах его электората с положительной стороны — как политика, готового отстаивать свою точку зрения. Но с военной точки зрения это мероприятие выглядело не вполне осмысленным. Как его введение, так и его завершение».
Для россиян — без улучшений
За месяц военного положения жизнь на Украине действительно изменилась, но не так уж сильно. В зоне его действия запретили охоту, продажу алкоголя в ночное время, а также ношение военной формы гражданскими лицами. Сильнее ощутили последствия 178 тыс. резервистов, которые были призваны на сборы. «Минобороны и Генштаб осуществили передислокацию войск туда, где в условиях возрастания военной угрозы они были наиболее необходимы, чтобы отбить вероятные атаки со стороны России»,— добавил президент Порошенко.
Для россиян же военное положение на Украине запомнилось прежде всего участившимися отказами во въезде. В страну за месяц не впустили более 1 тыс. граждан РФ. Как выяснили корреспонденты “Ъ”, лично посетившие несколько пропускных пунктов (см. “Ъ” от 12 декабря), при виде мужчины с российским паспортом украинские пограничники сразу указывали ему, где развернуть машину, чтобы поехать в обратную сторону.
Понятие «гуманитарные цели» — единственное законное основание для проезда россиян мужского пола и возраста от 16 до 60 лет на Украину — в течение минувшего месяца трактовалось очень вольно. В некоторых случаях украинские пограничники утверждали, что речь идет исключительно о похоронах либо тяжелой болезни близкого родственника, но как показывает практика, «гуманитарной целью» может быть и участие в спектакле. Так, в Киеве 15 и 16 декабря выступал российский театральный коллектив «Квартет И». А вот лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, несмотря на достижение 65-летнего возраста, был вынужден отменить концерт в Киеве, сославшись на «форс-мажор».
Нынешние заявления украинских властей указывают на то, что «особый порядок» на границе, вероятно, сохранится. «Скорее всего, мероприятия по въезду иностранцев будут продолжены»,— сказал в эфире телеканала «112» помощник главы Госпогранслужбы Олег Слободян.
Враги внутри
Когда введение военного положения только обсуждалось, противники Петра Порошенко были убеждены, что его истинная цель — это срыв президентских выборов в марте 2019 года. Однако автор Московского центра Карнеги Константин Скоркин считает, что такой сценарий был бы «чересчур резким». «Мне сложно представить Порошенко узурпатором власти, учитывая, что он пришел к ней на революционной волне,— считает господин Скоркин.— Скорее всего, речь шла о попытке консолидации электората, ориентированного на патриотические ценности».
Эта цель тоже была отражена в речи Петра Порошенко на заседании СНБО. Он посетовал, что «международное сообщество» в своих оценках ноябрьского инцидента в Керченском проливе было куда более единодушно, чем украинские политики. «Не допущу уязвимости украинского общества для российской пропаганды,— сказал президент.— Настоящий шок ощущаешь, когда видишь и слышишь, как наша оппозиция озвучивает темники Кремля».
Сами украинские оппозиционеры, выступавшие против военного положения, характеризуют такой подход как «охоту на ведьм». «Судя по заявлению Петра Порошенко, он очередной раз объявляет охоту на "пятую колонну",— говорит собеседник “Ъ” во фракции "Оппозиционный блок", пожелавший остаться неназванным.— Эта колонна — неугодные ему люди, настроенные на продолжение контактов с Россией. И окончание военного положения не означает прекращения охоты на ведьм».
Так или иначе, судя по опросу, проведенному социологической группой «Рейтинг», военное положение не помогло Петру Порошенко серьезно укрепить свои позиции. Наибольшей поддержкой (20,8%) по-прежнему пользуется глава партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, в то время как действующий президент занимает третье место с 11,1%, уступая актеру Владимиру Зеленскому. Зато президент Порошенко — чемпион по антирейтингу. За него ни при каких обстоятельствах не готовы голосовать 50,3% украинцев, решивших участвовать в выборах.
«На фоне того, что конфликт на востоке Украины идет уже четыре года, введение военного положения сейчас было запоздалым шагом и потому вызвало скорее негативную реакцию граждан,— сказал Константин Скоркин.— Зато куда больший энтузиазм вызвало создание украинской церкви. Это действительно может прибавить Порошенко очков».