Не врозь с осложнениями
Как Россия будет строить отношения с ближайшими соседями в 2019 году
Постсоветское пространство — источник постоянных проблем для России. В 2018 году передовиками были Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. С каждой страной у Кремля конфликты разной степени остроты — не важно, в союзе они с Москвой, как Минск, или открытые ее противники, как Киев. В 2019 году отношения с этими пятью государствами гарантированно будут генерировать новые скандалы.
Армения. Кумир вашему дому
В мае Никол Пашинян выбил премьерское кресло из-под своего предшественника Сержа Саргсяна, заняв его место. Союзником политика, прежде почти неизвестного за пределами Армении, стала улица. При ее поддержке господин Пашинян добился избрания своего человека мэром Еревана, а потом и досрочных парламентских выборов, легко выигранных его блоком «Мой шаг» с гигантским отрывом от всех конкурентов.
«Бархатная революция», устроенная Николом Пашиняном, заставила весь мир искать эту страну на карте и разбираться, что же там происходит.
Бескровную смену власти высоко оценили на Западе. Американский журнал Time пожаловал Николу Пашиняну титул «крестоносца демократии», а британский The Economist назвал Армению страной года — за прогресс опять же в делах демократии.
Для России Никол Пашинян тоже стал одним из главных политиков 2018 года, пусть и без всяких титулов и признаний. Правда, демократия здесь ни при чем. Российские власти настороженно наблюдали за армянской революцией и ее вождем. И чуть ли не впервые в новейшей истории официальная реакция Москвы, всегда негативно воспринимающей любое протестное движение, не важно, на своей территории или у соседей, была если не благожелательной, то точно нейтральной.
«Настроены на продолжение совместной работы по укреплению и развитию многогранного взаимовыгодного российско-армянского сотрудничества и союзнического взаимодействия в интересах народов обеих стран»,— высказался МИД России.
Заявление появилось в переломный момент кризиса: Никол Пашинян, опираясь на боготворящую его улицу, додавливал прежний режим. После того как он триумфально перебрался в премьерский кабинет из тесного офиса в многоэтажке рядом с ереванской площадью Республики, начались неприятные для Москвы сюрпризы. Новая власть инициировала расследование событий марта 2008 года, когда при разгоне в Ереване митинга оппозиции (одним из его организаторов был Никол Пашинян) погибли люди.
Обвинения предъявили не чужим для Кремля персонажам: экс-президенту Армении и личному другу Владимира Путина Роберту Кочаряну и на тот момент еще генсеку Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Юрию Хачатурову. Последний в 2008 году командовал ереванским гарнизоном.
Расследование привело к серьезному столкновению с Россией: Москва сочла преследование генсека ОДКБ чуть ли не намеренным ударом по имиджу отстроенного ею альянса. Но Никол Пашинян применил тактику, обкатанную во время борьбы за власть в Армении,— ни шагу назад. Отозвав господина Хачатурова с поста генсека, он потребовал назначить на его место другого представителя Еревана. Это расширило круг участников конфликта. Белоруссия заявила свои права на вакантное место и была поддержана всеми, кроме Армении. Не желающий уступать Никол Пашинян в какой-то момент обронил: «Нужно понять с учетом нашей безопасности, можем ли мы серьезно относиться к организации (к ОДКБ.— “Ъ”) или нет».
Кадровый вопрос не удалось решить даже после встречи президента РФ Владимира Путина и Никола Пашиняна, состоявшейся 27 декабря. Чем бы ни кончилась перекочевавшая в 2019 год история с назначением нового генсека ОДКБ, в Москве у господина Пашиняна окончательно сложился образ неудобного партнера, от которого можно ждать чего угодно.
«Не системный, не государственный деятель, наломал дров и привносит в межгосударственные отношения элемент базара,— охарактеризовал армянского премьера в беседе с “Ъ” один из российских чиновников, занимающийся армянским направлением.— Настораживает формирующийся в Армении режим личной власти, поскольку в отличие от Александра Лукашенко или Нурсултана Назарбаева Пашинян непредсказуем».
Подтверждением сложных отношений стало новогоднее поздравление, направленное господином Путиным злейшему политическому врагу Никола Пашиняна — Роберту Кочаряну. Российский лидер пожелал находящемуся под арестом армянскому другу «доброго здоровья, стойкости и крепости духа».
Белоруссия. Церемония братосочетания
На белорусском направлении ничего неожиданного не случилось. Предновогодние ссоры Минска с Москвой стали традицией, которая не была нарушена и на этот раз. Но градус противостояния повысился.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко снова недоволен Россией. Москва не хочет поставлять ему газ по внутрироссийским ценам и с нефтью, по его мнению, ведет себя не по-братски: придумала и реализует налоговый маневр, сулящий ему сплошные миллиардные убытки. Он хочет компенсации, а ее не дают. Пока не дают или совсем — не ясно.
Определенность появилась в другом. В Москве не единожды повторили одну и ту же мысль: нефть и газ подешевеют в случае более «глубокой интеграции» двух стран. Она предусмотрена договором 1999 года о создании Союзного государства России и Белоруссии. Документ закрепил особые отношения между странами, но остается недовыполненным в части принятия общей конституции, введения единой валюты, создания единых суда, счетной палаты, таможни, эмиссионного центра. О том, что договор хорошо бы исполнить, в России вспоминали и раньше. В 2007 году серьезно обсуждался проект общей конституции — конституционного акта (см. “Ъ” от 11 декабря 2007 года).
Тогда история продолжения не получила. Но в 2018 году Кремль энергично сдул пыль с Союзного договора. Белорусские чиновники заверяли “Ъ”, что от Минска ультимативно потребовали стать субъектом РФ. В МИД России говорят, что в угол никто никого не загонял, но не отрицают: у Москвы серьезные планы по поводу выполнения договора.
В случаях, когда Александр Лукашенко начинает испытывать дискомфорт в отношениях с Россией, он — и это тоже традиция — начинает демонстративно поворачиваться к Брюсселю передом, а к Москве — спиной.
Привычное упражнение он проделал и на этот раз.
Под Новый год постпред Белоруссии при ЕС и НАТО Александр Михневич заявил, что Минск готов принять у себя форум, посвященный юбилею программы Евросоюза «Восточное партнерство», участниками которого являются Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. «В мае (2019 года.— “Ъ”) будет десять лет "Восточному партнерству". Это время подводить какие-то итоги. Мы, говоря о юбилее, предложили провести крупное мероприятие в Беларуси с участием высокопоставленных чиновников Европейского союза, обсудить перспективы развития, повысить интерес к этому проекту со стороны европейцев и наших структур»,— сказал дипломат 23 декабря в интервью белорусскому телеканалу ОНТ.
Если и впрямь начнется подготовка к проведению саммита «Восточного партнерства» в Минске, конфликт с Россией может обостриться.
В Брюсселе за ситуацией следят внимательно. Европейский дипломат, занимающийся Белоруссией, сказал “Ъ”, что после 2014 года Александр Лукашенко начал всерьез опасаться Москвы: «У него явно страх, связанный с событиями на Украине. Он начал чаще встречаться с представителями западных стран, хвалить ЕС, говорить, что Евросоюз должен быть сильным. И людям в Белоруссии это нравится. Поколение, которое ностальгирует по СССР, уходит, молодежи это уже неинтересно».
Собеседник “Ъ” полагает, что Александр Лукашенко хотел бы повторить опыт Армении, у которой, несмотря на членство в Евразийском экономическом союзе и ОДКБ, есть соглашение с ЕС, почти идентичное договору об ассоциации, подписанному Брюсселем с Грузией, Украиной и Молдавией: «Минск был бы не прочь иметь такой же договор. Но опасается в открытую идти этим путем, поскольку уязвим с российской стороны и зависим от РФ».
Как бы то ни было, 29 декабря 2018 года Владимир Путин и Александр Лукашенко встретились в Кремле и объявили, что на вопрос о том, как дальше строить Союзное государство, должны будут ответить рабочие группы, специально созданные каждой из стран. Переговоры не обещают быть легкими и бесконфликтными.
Грузия. Не ждем перемен
В Грузии 2018 год прошел под знаком печального для Тбилиси юбилея — десять лет назад в августе 2008-го страна проиграла войну с Россией. Ее итогом стало признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. В обеих частично признанных республиках размещены российские военные, а шансы на то, что этот статус-кво изменится, равны нулю.
Хотя дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси разорваны, стороны ведут вялотекущие переговоры — по торговым и таможенным вопросам. Заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин периодически говорит, что Россия могла бы отменить визовый режим с Грузией и даже восстановить с ней дипотношения. Первый шаг, считают в Москве, должна сделать грузинская сторона, которая их разорвала. В результате все остается как есть. Что, правда, не мешает российским туристам массово посещать кавказскую республику.
Бесконечное чувство войны
Как Грузия, Южная Осетия и Абхазия живут вместе порознь — специальный репортаж “Ъ”
Несмотря на минимальное политическое взаимодействие, Россия в Грузии остается важным фактором внутренней политики. В ноябре там выбрали президентом экс-главу МИДа Саломе Зурабишвили, выигравшую у другого бывшего министра иностранных дел Григола Вашадзе. Во время избирательной кампании враждующие лагеря обвиняли друг друга в пророссийскости. Госпоже Зурабишвили припоминали слова о том, что в 2008 году войну начала Грузия. Экс-президент Михаил Саакашвили, поддерживавший Григола Вашадзе, называл ее «агентом Путина».
Сторонники же Саломе Зурабишвили указывали, что на ее конкурента работает политтехнолог Виталий Шкляров, которого «прислала Москва», а самого Григола Вашадзе, начинавшего карьеру в МИД СССР, именовали «офицером КГБ».
Победившая на выборах госпожа Зурабишвили сказала, что она точно не станет инициатором потепления в отношениях с Россией и намерена работать в другом направлении: приближать интеграцию Грузии в ЕС и НАТО, а переговоры с Москвой вести при поддержке Брюсселя и Вашингтона.
Но евроатлантические перспективы Тбилиси туманны, а Россия ясно обозначила, как будет реагировать, если туман этот вдруг рассеется. «Грузия рассматривает сопредельные территории, или, с нашей точки зрения, государства, как свои. Значит, есть неурегулированный территориальный конфликт вне зависимости от того, на какой позиции мы находимся. И такую страну, такое государство примут в военный блок? Мы понимаем, чем это грозит? Это может спровоцировать страшный конфликт»,— заявил в интервью “Ъ” премьер Дмитрий Медведев, работавший президентом во время войны 2008 года.
Впрочем, ключевые решения в Грузии принимает не президент и даже не премьер, а лидер правящей партии «Грузинская мечта» бизнесмен Бидзина Иванишвили. Работая на победу госпожи Зурабишвили, он думал не о внешней политике, а старался оградить себя от неприятностей. Они его неминуемо ожидали, если бы президентом стал Григол Вашадзе, обещавший обеспечить возвращение в страну главного врага олигарха Михаила Саакашвили. Господину Иванишвили удалось этого не допустить. И его интерес здесь совпал с интересом Москвы, которой меньше всего хотелось, чтобы Грузия, в последние годы не доставлявшая особых проблем, снова стала раздражителем.
Молдавия. Светит прокремлевская звезда
Для Молдавии 2018 год был предвыборным. 24 февраля здесь выберут новый состав парламента. В стране, чье население примерно поровну делится на тех, кто симпатизирует России, и тех, кто хочет в Европу, любые выборы в последние годы укладывались в простой сценарий. Партии, называющие себя проевропейскими, объявляли голосование решающей битвой просвещенного Запада с идущей с Востока тьмой. Похожим образом поступали пророссийские политики. Но, по их версии, разумное, доброе, скрепное сеет Россия, а из Брюсселя и Вашингтона веют враждебные вихри, несущие разложение, космополитизм и гомосексуализм.
Первый сценарий отрабатывает правящая Демпартия во главе с крайне непопулярным олигархом Владимиром Плахотнюком. Каждую избирательную кампанию демократы объявляют сезон охоты на «агентов Кремля».
Чтобы прослыть «рукой Москвы», достаточно выступить с критикой в адрес Демпартии или господина Плахотнюка.
По второму варианту работает Партия социалистов и ее предводитель — молдавский президент Игорь Додон.
Поскольку Молдавия является парламентской республикой, власть получит тот, кто будет контролировать парламент, в котором заседает 101 депутат. Для этого надо получить больше 50 мандатов.
Сейчас такое большинство у Владимира Плахотнюка. Он единолично правит страной с 2015 года. Его враги или в тюрьмах, или под следствием, или в бегах. Сохранение власти для него — вопрос физической безопасности. Поэтому еще в 2017 году олигарх изменил избирательную систему с пропорциональной на смешанную: так больше шансов провести в парламент своих людей под видом независимых кандидатов.
Владимиру Плахотнюку также подчинены все государственные институты: ЦИК, силовики и судебные инстанции, включая Конституционный суд (КС). КС имеет особое значение: если 24 февраля что-то пойдет не так, суд может просто не утвердить результаты парламентских выборов. Схему с отменой выборов опробовали прошлым летом. В июле выборы мэра Кишинева выиграл главный критик олигарха Андрей Нэстасе, но столичный суд аннулировал результаты. Так что Владимир Плахотнюк начал предвыборную кампанию во всеоружии.
Игорь Додон и Партия социалистов продают избирателям особые отношения с Кремлем. Москва действительно поддерживает господина Додона. Результатом его ноябрьской встречи с Владимиром Путиным стали договоренности о том, что с 1 января 2019 года Россия на полгода отменит пошлины для молдавских фруктов, овощей, консервов и винодельческой продукции. В этот же день будет объявлена амнистия для молдавских мигрантов, которым из-за различных нарушений миграционного законодательства был запрещен въезд в РФ. Спикер молдавского парламента демократ Андриан Канду назвал эти поблажки вмешательством Кремля в выборы.
Победа партии Игоря Додона могла бы укрепить влияние России в республике. При таком раскладе можно было бы перезапустить буксующий процесс приднестровского урегулирования и с участием ЕС и США воссоединить Приднестровье с Молдавией на условиях особого статуса для непризнанной республики. Чем не модель для воюющего и всем изрядно надоевшего Донбасса?
Правда, с учетом влияния Владимира Плахотнюка есть вероятность, что Игорь Додон не получит большинства, нужного ему для всей полноты власти. Это значит, что господам Плахотнюку и Додону придется эту власть делить. В феврале станет ясно, продолжит ли молдавское руководство прозападную политику или запустит перезагрузку отношений с Москвой.
Украина. Кровавый спор
В предвыборном режиме живет и Украина, где в марте выберут президента. Петр Порошенко непопулярен, но ситуацию пока контролирует и одно за другим рвет соглашения с Россией, которую считает врагом. В сентябре он подписал указ о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с РФ. Глава украинского МИДа Павел Климкин посчитал, что Киев уже разорвал 48 соглашений с Москвой и намерен так же поступить еще с четырьмя десятками договоров.
Последним — больше политическим, чем религиозным — событием стало обретение Украинской православной церковью Киевского патриархата статуса автокефалии. Господин Порошенко, лично просивший об этом Вселенского патриарха Варфоломея, представил это важной геополитической победой в противостоянии с Москвой. По его словам, это «обеспечит окончательную независимость Украины от России».
Минским соглашениям пока ничего не угрожает. Хотя они и не привели к миру на востоке Украины, в чем Москва и Киев обвиняют друг друга, разорвать их проблематично: документы согласовывались с участием канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда.
В России уверены, что до мартовских президентских выборов на Украине не стоит ждать никаких сдвигов в урегулировании отношений Киева с Донецком и Луганском. Но чем дольше длится конфликт и льется кровь, тем призрачнее перспектива скорого восстановления территориальной целостности Украины. По соседству полно наглядных тому примеров: Приднестровье, Карабах, Абхазия, Южная Осетия.
Новой горячей точкой в уходящем году стало Азовское море. Инцидент с украинскими кораблями в Керченском проливе сорвал долгожданную полноценную встречу президентов России и США и вернул внимание Европы и США к Крыму, о котором, казалось, на Западе стали забывать.
Собеседники “Ъ” в российских госструктурах в последнее время часто повторяют, что за нежеланием украинских властей идти на закрепленные в Минских соглашениях компромиссы стоит Вашингтон. США, дескать, заинтересованы, чтобы под боком у России тлел конфликт, отвлекающий силы и ресурсы Москвы на поддержку ЛНР и ДНР и привлекающий санкции.
Не исключено, что именно с бесперспективностью урегулирования ситуации на востоке Украины по приемлемому для Москвы сценарию — с обязательным особым статусом для Донбасса — связана серьезная корректировка миграционной политики России. В Госдуму внесены законопроекты, упрощающие получение гражданства РФ для украинских граждан, Владимир Путин в октябре утвердил новую Концепцию миграционной политики, а под конец года замкнул вопросы миграции и гражданства на кремлевское управление по обеспечению конституционных прав граждан. Поставлена цель стимулировать переселение в Россию в первую очередь русскоязычных соотечественников. Больше всего таких на Украине.
Как только законодательная база будет готова и заработает, у жителей депрессивного Донбасса появится дополнительная мотивация стать россиянами. И не только у них.