WADA пришла на базу

Эксперты агентства наконец получили доступ к данным Московской антидопинговой лаборатории

В деле окончательного урегулирования российского допингового кризиса сохраняется интрига. Сегодня в Москву вновь прибудет группа экспертов Всемирного антидопингового агентства (WADA). В декабре, во время предыдущего визита, ей так и не удалось получить полный доступ к базе данных Московской антидопинговой лаборатории, формально являвшийся обязательным условием для восстановления статуса РУСАДА (Российского антидопингового агентства). Министр спорта РФ Павел Колобков дал понять, что на этот раз доступ будет обеспечен, так как «все технические вопросы урегулированы». Между тем президент WADA Крейг Риди предупредил, что его структура в любом случае будет решать «российский вопрос», основываясь на том, что дедлайн для предоставления доступа — 31 декабря — был все-таки пропущен, а, следовательно, угрозу лишения РУСАДА статуса, чреватую серьезными проблемами для отечественной спортивной отрасли, нельзя считать ликвидированной.

Фото: Christinne Muschi / Reuters

Всемирное антидопинговое агентство подтвердило, что сегодня Москву посетит группа его экспертов. Ее задачей будет изъятие базы данных из Московской антидопинговой лаборатории. Это будет уже второй подряд визит экспертов WADA в Россию. Итоги первого, состоявшегося в середине декабря, были очень тревожными.

Как нарастали допинговые проблемы России

Смотреть

В сентябре 2018 года исполком WADA принял решение о восстановлении статуса РУСАДА. По сути, оно означало окончание длившегося около двух с половиной лет российского допингового кризиса и предполагало, что в скором времени также могут быть восстановлены в правах основные его жертвы, такие как Всероссийская федерация легкой атлетики и Паралимпийский комитет России, по-прежнему находящиеся под санкциями. Восстановление было результатом компромисса. В рамках договоренностей Министерство спорта РФ согласилось обеспечить WADA доступ к пробам, хранящимся в Московской антидопинговой лаборатории, и ее базе данных до конца 2018 года. Такого доступа эта организация добивалась в течение длительного времени, заранее предупредив, что, если он не будет обеспечен, она оставляет за собой право аннулировать первоначальное решение. Именно комиссия Хосе Антонио Паскуаля, работавшая в российской столице три дня, должна была собрать эти данные.

Ее отчет, однако, выглядел довольно неожиданным и не слишком приятным для российской стороны. В нем говорилось, что комиссия действительно была допущена в Московскую антидопинговую лабораторию, в вопросе «изъятия и экспорта» данных достигнут «прогресс», но при этом из документа следовало, что «команда не смогла завершить миссию в предписанный срок». Причиной этого явилось то, что для ее оборудования, которое использовалось для сбора данных, «потребовалась сертификация в соответствии с российским законодательством». WADA подчеркнуло, что такое требование не выдвигалось на встрече с представителями российской стороны 28 ноября в Москве, на которой и был согласован визит. Ранее Россия отказывала головной антидопинговой структуре в доступе к данным лаборатории, ссылаясь прежде всего на то, что они приобщены к материалам уголовного дела в отношении ее бывшего директора, информатора агентства Григория Родченкова. Расследование вел Следственный комитет России.

Срыв миссии экспертов WADA послужил для генерального директора РУСАДА Юрия Гануса поводом написать перед Новым годом письмо на имя президента РФ Владимира Путина. В нем господин Ганус настаивал на том, что из-за пропуска дедлайна российский спорт находится «у края пропасти», а «лишение статуса соответствия РУСАДА, центрального звена российской антидопинговой системы, которое за короткий период времени не только в полном объеме восстановило свою функциональность, но и стало одним из лучших в мире», «приведет к спортивной самоизоляции России».

В конце концов о повторном визите комиссии WADA, пусть уже в 2019 году, удалось договориться. Анонсируя его, министр спорта РФ Павел Колобков заявил, что «за последние три месяца совместно с WADA, РУСАДА и Следственным комитетом России была проведена большая организационная работа по предоставлению данных московской лаборатории» и «это потребовало согласования большого количества процедурных вопросов, в том числе перечня используемого оборудования», добавив, что «на данный момент все технические вопросы урегулированы». Между тем однозначно интерпретировать эти слова как гарантию того, что Россия все же не столкнется со сложностями, нельзя.

Судьба РУСАДА теперь зависит от мнения представителей двух инстанций. Первая — это так называемый комитет WADA по соответствию (CRC), который примет рекомендации, касающиеся российского антидопингового агентства, на заседании 14–15 января. Вторая — исполком WADA. Он, основываясь на этих рекомендациях, вынесет вердикт по данному вопросу. При этом самой цитируемой фразой из пресс-релиза WADA, посвященного новому приезду ее экспертов в Москву, была фраза президента агентства Крейга Риди о том, что его структура «продолжает действовать, основываясь на том, что был пропущен крайний срок — 31 декабря, со всеми последствиями, которые вытекают из этого факта».

Цитата господина Риди заставила вспомнить о том, что сентябрьское решение восстановить статус РУСАДА было воспринято неоднозначно даже внутри самого WADA. К примеру, против него выступила вице-президент организации, считавшаяся наиболее вероятным преемником Крейга Риди на посту президента (выборы состоятся в текущем году), Линда Хофстад Хеллеланн. Критиковали это решение многие спортивные и антидопинговые структуры, а также атлеты, в первую очередь из западноевропейских стран и США. «Внешнее давление», разумеется, никуда не исчезло и после декабрьского инцидента. Наиболее свежий его пример — открытое письмо известного шведского биатлониста Себастьяна Самуэльссона к членам комитета по соответствию. В нем господин Самуэльссон призвал их «во имя справедливости» принять во внимание прокол российской стороны с предоставлением базы данных Московской антидопинговой лаборатории и «сделать шаг назад», то есть лишить РУСАДА полноценного статуса.

В свою очередь, председатель CRC Джонатан Тейлор, говоря о ситуации с изъятием данных, указал на то, что отказ в признании РУСАДА приведет к наказанию уже по новому «Международному стандарту по соответствию кодексу подписавшихся сторон» — документу, вступившему в силу в апреле прошлого года. В нем содержится перечень санкций, которые могут быть применены к стране, не выполняющей критически важные, с точки зрения WADA, условия. В список, наряду с лишением национального антидопингового агентства права самостоятельно тестировать атлетов, входит, например, запрет на представительство в международных спортивных организациях и проведение международных соревнований.

Алексей Доспехов

Допинг в российском спорте

“Ъ” собрал допинговую историю спортсменов с 2000-го года

Читать далее

Вся лента