Власти Киргизии обеспокоены антикитайскими настроениями
Президент республики пообещал наказать «желающих испортить отношения» с Пекином
Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков пригрозил привлекать к ответственности тех, кто, по его мнению, пытается «дестабилизировать ситуацию» и испортить отношения между Бишкеком и его ключевым партнером — Пекином. Такое заявление президент сделал после митинга в центре киргизской столицы, на котором звучали лозунги «против китайской экспансии» и в защиту этнических киргизов, содержащихся в «лагерях перевоспитания» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая (СУАР). По мнению опрошенных “Ъ” экспертов по региону, протестующие преувеличивают размер «китайской угрозы», а попытки властей бороться с антикитайскими настроениями могут дестабилизировать ситуацию в самой Киргизии.
«Мы знаем, кто стоит за попытками политизировать вопрос (китайской экспансии в Киргизию.— “Ъ”) с целью испортить международные отношения и дестабилизировать ситуацию. Они будут привлечены к ответственности в рамках закона»,— заявил сегодня во время рабочей поездки Сооронбай Жээнбеков. Правда, он не уточнил, о каких конкретно политических силах идет речь. «Мы должны быть благодарны китайской стороне за сотрудничество»,— добавил он вместо этого.
За несколько часов до этого обеспокоенность ростом антикитайских настроений в Киргизии выразил и вице-премьер республики Кубатбек Боронов. Он сделал акцент на том, что отношения с Китаем крайне важны для Бишкека, и напомнил: Китай — главный инвестор для Киргизии, с его помощью реализуются проекты по развитию дорожной инфраструктуры, социальных объектов и ирригационной системы, а общая сумма кредитов и грантов составляет $2,1 млрд.
Беспокойство в правительстве Киргизии вызвал стихийный митинг, собравшийся на центральной площади Бишкека, Ала-Тоо, 7 января. Протестующих, по разным данным, было от 100 до 200 человек. Представители правопорядка не мешали проведению акции, утверждая, что ее участники не нарушали общественного порядка. Организаторы акции заявили, что 17 января намерены собраться еще раз.
Об организаторах акции, впрочем, информации крайне мало: собеседники “Ъ” лишь предположили, что это могут быть некие политические противники Сооронбая Жээнбекова.
Протестующие выражали целый ряд претензий по поводу отношений с соседом, требуя сократить объем китайских кредитов и бороться с нелегальной миграцией из КНР. «Не секрет, что у нас в республике несколько сотен, а то и больше граждан Китая находятся нелегально. Они работают на рынках, в горнодобывающей отрасли и в других сферах. Мы требуем их депортации»,— сказал агентству «Интерфакс» один из участников митинга.
Еще одной важной темой митинга была защита прав этнических киргизов, которые, по некоторым данным, содержатся в «лагерях перевоспитания» для мусульман Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.
В октябре 2018 года Пекин признал существование в СУАР «центров профессионального образования и переподготовки», а в ноябре представитель Комитета защиты киргизов Китая Алманбет Осмон-уулу заявил на пресс-конференции в Бишкеке, что лишь из одного района Акчий в лагеря отправили 22 тыс. киргизов, а общая численность заключенных среди этнических киргизов превышает 50 тыс. человек (впрочем, по данным «Википедии», в селе Акчий проживают в общей сложности 19,5 тыс. человек по данным переписи 2010 года).
Напомним, что правительство Киргизии не комментирует сообщения о нарушениях прав этнических киргизов, утверждая, что подтвержденной информации на этот счет нет. Например, министр иностранных дел Киргизии Чингиз Айдарбеков в интервью “Ъ” ответил на вопрос о событиях в СУАР так: «Не совсем понимаю, о чем речь идет. У нас на сегодняшний день каких-либо проблемных вопросов с китайской стороной не существует».
Как заявил в беседе с “Ъ” киргизский политолог Кубат Рахимов, «засилье китайцев» стало беспокоить киргизское общество после того, как Китай усложнил процедуру выдачи виз в ответ на атаку на китайское посольство в Бишкеке в 2016 году.
«Китай перекрыл дорогу челночному бизнесу, которым занимались десятки тысяч людей. Это вызвало серьезное недовольство Пекином,— сказал “Ъ” политолог Кубат Рахимов.
— При этом китайцам визы в Киргизию давать не перестали, и количество китайских торговцев на рынках Киргизии кратно возросло». Однако эксперт отметил, что «внутри киргизского общества есть элементы, которые радикализируют эту тему», и призвал «избегать таких моментов».
Российский эксперт, директор проекта по азиатской безопасности ПИР-центра Вадим Козюлин тоже предположил, что антикитайские настроения в Киргизии могут подогреваться умышленно. «В Киргизии всегда преувеличивались слухи, что китайцы целенаправленно женятся на киргизках, чтобы получить киргизский паспорт и там же осесть,— говорит господин Козюлин.— Но в реальности китайцы редко едут в Киргизию на постоянное место жительства». «Думаю, люди вышли на улицы по китайскому поводу не просто так,— добавил эксперт.— Этот фактор легко раскачивать. Поэтому правительство поступит неумно, если будет этому активно противодействовать, но пока ему, видно, не хватило мудрости».