«Фудлайн» пакует чемоданы
Дистрибуторская компания Максима Иванова сворачивает бизнес
Контрсанкции и переход производителей на прямые контракты с ритейлерами подкосили дистрибуторскую группу «Фудлайн», ориентированную на работу с иностранными поставщиками. Владелец дистрибутора петербургский миллиардер Максим Иванов принял решение о закрытии бизнеса и создании на его базе логистической компании.
О том, что АО "Внешнеторговая фирма "Фудлайн"" прекращает свою работу, "Ъ" рассказал источник на петербургском дистрибуторском рынке. Эту информацию "Ъ" также подтвердил петербургский дистрибутор, собеседники в двух федеральных торговых сетях и собственник производственной компании. Владелец "Фудлайна" Максим Иванов в разговоре с "Ъ" назвал главной причиной закрытия компании продуктовое эмбарго, которое Россия в 2014 году ввела в отношении западных стран. ""Фудлайн" изначально строился как импортер продуктов питания из других стран, и 80% его бизнеса приходилось на иностранные контракты. В результате контрсанкций наш оборот упал более чем в три раза — и этот бизнес перестал быть выгодным",— пояснил предприниматель. В качестве негативных факторов он также упомянул переход производителей на прямые контракты с торговыми сетями и падение покупательной способности населения.
Начиная с ноября в адрес дистрибутора стали поступать иски от контрагентов, добивающихся взыскания долгов, следует из картотеки арбитражных дел. В настоящий момент с поставщиками идут переговоры о выплате долгов, отметил господин Иванов. Московское подразделение компании, ООО "Группа Фудлайн", которое в 2017 году признали банкротом, с апреля прошлого года ликвидируется.
"Фудлайн" был основан в 1994 году и занимается дистрибуцией молочной продукции, сыров, специй, чая, кондитерских изделий. Среди клиентов группы такие игроки, как Valio, Nestle, Paulig, Мars, Unilever, Hochland. Компания имеет складские комплексы в Москве, Петербурге и еще нескольких городах-миллионниках. Выручка АО "ВТФ "Фудлайн"" в 2017 году составила 9,8 млрд рублей, чистая прибыль — 12,3 млн рублей, указано в "СПАРК-Интерфакс" (www.spark-interfax.ru). Помимо дистрибутора, господин Иванов совместно с Игорем Дю владеет компанией "Галактика" (производитель молочной продукции под брендами "Большая кружка", "Свежее завтра", "Сударыня").
Проблемы "Фудлайна" начались еще в 2017 году, после чего компания постепенно лишилась всех основных контрактов, говорит источник "Ъ". "Сначала у них стало плохо с деньгами, потом начали уходить клиенты, из-за чего стало еще хуже с деньгами",— утверждает он. Другой собеседник указывает на высокую долговую нагрузку группы. По данным "СПАРК-Интерфакс", кредиторская задолженность АО "ВТФ "Фудлайн"" на конец 2017 года составляла около 2,1 млрд рублей.
Собеседник, знакомый с ситуацией, говорит, что господин Иванов пытался договориться об объединении с петербургской группой "Мегаполис" (так же, как и "Фудлайн", работает с производителями продуктов питания). По его словам, стороны обсуждали работу с одного склада и создание общей логистики, но переговоры ни к чему не привели из-за финансовых проблем "Фудлайна".
Господин Иванов рассказывает, что готовил сделку с одной дистрибуторской компанией, которая в итоге не состоялась. Теперь предприниматель намерен создать на основе складских мощностей "Фудлайна" логистический бизнес. "В качестве потенциальных клиентов мы рассматриваем не только продовольственный сектор, но и, например DIY-сети, которым будем оказывать 3-PL и 4-PL услуги",— указывает он.
С проблемами "Фудлайна" источники связывают и анонсированную на прошлой неделе продажу "Агентства Бизнес Новостей", инвестором которого на рынке считается господин Иванов. Предприниматель сообщил "Ъ", что "Фудлайн" сотрудничал с агентством, но не является его владельцем. Бывший зампред комитета печати и взаимодействию со СМИ Алексей Дементьев, обозначенный как новый покупатель, отказался пояснить, у кого приобретает портал.
За последние несколько лет по петербургскому рынку прошла волна банкротств дистрибуторов. Такая участь, к примеру постигла компании "4Ф", "Макаръ и Ко". Контракты уходят напрямую, расходы растут, а производители оставляют дистрибуторам все меньше наценки, констатирует один из участников рынка. Дистрибуторам остается в лучшем случае низкомаржинальная логистическая обработка, уверен собеседник в розничной компании. Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров добавляет к этому сокращение крупнейшими международными брендами количества партнеров в регионах и агрессивную политику крупнейшего в России дистрибутора ГК "Мегаполис" (располагается в Москве).
Сети все чаще стали заходить на территорию дистрибуторов и заниматься мелкооптовыми продажами, указывает гендиректор агентства Infoline Иван Федяков, приводя в пример "Ленту" и "Магнит". "В этих условиях непонятно, что могут предложить дистрибуторы",— уверен он. Логистический рынок является менее конкурентным, чем дистрибуторский, и складские комплексы "Фудлайна" могут быть востребованы в непродовольственном сегменте, учитывая активный рост онлайн-торговли, резюмирует аналитик.