ЕС не до стали
Европа закрывает свой рынок от избытка импорта, от которого отказались США
Введенные США в марте 2018 года защитные пошлины на сталь и алюминий привели к значительному снижению импорта в страну и перераспределению металлов на другие рынки, в частности — в Евросоюз. Так в Еврокомиссии обосновали введение тарифных квот для основных поставщиков металла. Квота позволяет ввозить товары в объемах 2016 года, однако в случае их превышения импорт будет облагаться пошлиной в 25%. Мера почти не затрагивает поставки из США, при этом для России квоты распространятся на несколько видов продукции — в частности, трубы большого диаметра и электротехническую листовую сталь.
Еврокомиссия утвердила защитные меры в отношении импорта стали: с 2 февраля на 26 видов продукции введены тарифные квоты, при превышении которых поставки облагаются пошлиной в 25%. Размер квот установлен на уровне исторических объемов импорта (до того как США ввели защитные пошлины на импорт стали и алюминия в размере 25% и 10% соответственно) и будет постепенно повышаться. В июле прошлого года ЕК уже инициировала введение временных ограничений, аналогичных текущим, меры не нарушают обязательства ЕС перед ВТО, говорится в сообщении.
По итогам расследования, проведенного Еврокомиссией, ограничения США привели к резкому росту поставок стали на европейский рынок. Следствием «несправедливых практик» ряда торговых партнеров стал постоянный избыток предложения, который угрожает европейским производителям. В частности, доля импорта сталей в ЕС возросла с 18,1% в 2017 году до 18,8% в 2018-м, объем поставок за тот же период — с 30 тыс. тонн до 31,3 тыс. тонн, за пять лет прирост составил 71%. В то же время поставки в США металла этих 26 товарных групп резко снизились: с июня по сентябрь 2018 года (последний месяц, за который приводится статистика) они составляли 80–94% от уровня января, а к данным сентября 2017 года снижение составило 25%.
Предполагается, что поставщики ЕС из основных стран-партнеров получат индивидуальные квоты — для РФ они прописаны по электротехнической листовой стали (третий по величине поставщик после Южной Кореи и Китая), арматуре, отдельным видам проволоки и прутков, железнодорожных рельс, труб большого диаметра. В основном же квоты затрагивают Южную Корею, Китай, Индию, Сербию, Украину, Тайвань и Турцию. Из США будут формально ограничены лишь поставки нескольких видов продукции из нержавеющей стали, хотя до введения американских ограничений в 2017 году поставки из ЕС за океан оценивались в $7,7 млрд, и с 1 июня 2018 года они облагаются пошлинами, несмотря на продолжающиеся переговоры о перманентном торговом соглашении США и ЕС.
Напомним, пока полностью от действия пошлин была избавлена лишь Австралия, на которую приходится не более 1% импорта стали в США. Южная Корея, Аргентина и Бразилия, заключившие сделки с Вашингтоном, получили возможность беспошлинных поставок лишь в пределах определенных квот (на них приходится около 20% импорта). Эти квоты уже зачастую исчерпаны и не компенсируют введения пошлин, отмечают в ЕК.
Дополнительное давление на рынок оказывают и многочисленные ответные меры, объявленные другими странами. Напомним, ранее поставки Канады, крупнейшего экспортера в США, составляли $12,4 млрд, Мексики — $2,9 млрд (на стали из обеих стран пошлины применяются, несмотря на достижение договоренностей по обновленной зоне свободной торговли). Китай поставлял в США сталей на $2,9 млрд, Россия — на $3 млрд, Япония — на $2 млрд, Турция — на $1,3 млрд. В РФ оценили ущерб от введенных ограничений в $537,6 млн в год и обратились в ВТО (иск пока находится на рассмотрении), также пошлины обжалуют Китай, Индия, ЕС, Канада, Мексика, Норвегия, Швейцария и Турция.