Союз страховщиков разработал единый стандарт для страхования музейных экспонатов
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) совместно с Минкультом и Центробанком России разработал проект внутреннего стандарта по страховке предметов отечественного исторического наследия и шедевров мирового искусства. Ввведение единого стандарта в ВСС объяснили «необходимостью выработки единообразных условий страхования участниками рынка». Инициатива ВВС подразумевает, что при страховании государственных коллекций страховщики должны будут следить за тем, чтобы условия договора соответствовали единому стандарту, сообщила ТАСС вице-президент союза Светлана Гусар.
Из проекта документа следует, что в рамках единого стандарта договор страхования будет заключаться «с ответственностью за все риски», кроме особо оговоренных исключений, большинство из которых можно застраховать за дополнительную премию. Страхование по принципу «от гвоздя до гвоздя» (с момента снятия картины с одной стены и до вывешивания на другой стене) будет действовать и на период монтажа/демонтажа, упаковки/распаковки, временного хранения без доступа посетителей, погрузки, разгрузки, перегрузки, временного хранения в период перегрузки, транспортировки по всему маршруту следования, экспонирования/использования в общественных местах. При этом при заключении договора стороны могут предусмотреть другой период страхования.
Крупнейшие кражи из музеев России
27 января из Третьяковской галереи украли пейзаж Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Мужчина снял картину со стены, вынул полотно из рамы и унес с собой. Страховая стоимость картины оценивалась в 12 млн руб. (около $180 тыс.). По факту кражи возбудили уголовное дело по ст. 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность). Подозреваемого задержали на следующий день.
Почему пейзаж удалось так легко украсть, читайте в материале журнала «Огонек» «Провокационная картина».
Фотогалерея
Самые крупные ограбления в истории живописи
В 1910 году директор Лувра Теофиль Омоль заявил, что покушение на «Мону Лизу» так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери. Но в следующем году картина была украдена. 60 лучших сыщиков парижской полиции не нашли ничего, кроме отпечатка пальца человека, не значащегося ни в каких картотеках
Фото: Leonardo da Vinci / The Louvre
Картина была найдена в 1913 году, когда похититель, итальянец Винченцо Перруджио (на фото), попытался продать ее торговцу антиквариатом. Перруджио утверждал, что хотел вернуть полотно Италии — в виде компенсации за мародерство Наполеона. Преступление работавший в Лувре маляром Перруджио совершил, воспользовавшись случаем: увидев, что в зале, где висит картина, никого нет, он снял ее, затем избавился от рамы и вынес полотно из музея, спрятав под заляпанный краской халат
Фото: Wikimedia
Налет на бостонский Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, совершенный 18 марта 1990 года, называют крупнейшей по масштабам похищенного кражей картин в XX веке. Утром в музей вошли двое людей в полицейской форме и сообщили охране, что им необходимо осмотреть помещение, так как сработал сигнал тревоги. Охранников затем связали, а из музея были вынесены 13 полотен, среди которых были работы Дега, Мане, Рембрандта и Вермеера. Общая стоимость украденных картин была оценена приблизительно в $300 млн. Ни одна из похищенных картин до сих пор не найдена
Фото: AP
Одним из крупнейших в истории считается ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме в 1991 году, когда было похищено сразу 20 его работ, включая картины «Едоки картофеля» (на фото), «Поле пшеницы и кипарисы», «Печенье с яблоками» . Воры проникли в музей среди ночи. Здание охранялось настолько плохо, что грабители позволили себе спокойно осмотреть экспозицию, выбирая, что именно взять. На это они потратили почти час. С места преступления злоумышленники скрылись на машине охраны. Общая стоимость похищенного была оценена более чем в $200 млн.
Фото: Vincent van Gogh / Van Gogh Museum
В 1992 году из музея замка Веймар в Германии был украдены пять работ Лукаса Кранаха, в том числе портрет Мартина Лютера (на фото) и три работы его учеников. Сумма ущерба составила $40 млн
Фото: Lucas Cranach / Veste Coburg
Зимой 2002 года тот же музей пострадал повторно. Преступники проникли в здание через крышу. При этом сработала сигнализация. За пять минут, которые потребовались местной полиции, чтобы добраться до места, похитители успели снять со стен две картины и покинуть помещение по приставленной к крыше лестнице. Добыча воров — полотна «Вид на море в районе Схевенингена» и «Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене» — оценивалась специалистами примерно в $10-20 млн.
Фото: Reuters / Michael Kooren
В 1993 году из Музея современного искусства в Стокгольме (на фото) пропали пять работ Пабло Пикассо. Ущерб был оценен в $60 млн
Фото: Pedro Layant/ Flickr
В июле 1994 года из музея Франкфурта были украдены две картины Уильяма Тернера — «Тень и тьма» и «Цвет и свет» (на фото), принадлежавшие лондонской галерее Тейт. По мнению Интерпола, за кражей стоял сербский криминальный авторитет Аркан. В 1995 году полиция арестовала преступников, укравших картины, но они не выдали их местонахождение. В 2000 году, через полгода после убийства Аркана, картина «Тень и тьма» была передана директору Галереи Тейт
Фото: J. M. W. Turner/ Tate Britain
22 декабря 2000 года из Национального музея Швеции в Стокгольме был украден автопортрет Рембрандта ван Рейна (на фото) и две картины Огюста Ренуара. Трое вооруженных мужчин в масках скрылись на катере. Стоимость трех картин в совокупности была оценена в $30 млн. В 2001 году полиции удалось обнаружить одно полотно Ренуара — «Беседа» , в 2005 году был найден Рембрандт
Фото: Rembrandt / Nationalmuseum
27 августа 2003 года из замка герцога Баклю была украдена картина Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном». Грабители прикинулись туристами и завладели полотном прямо среди бела дня. Шотландским полицейским удалось обнаружить картину в 2007 году в одном из домов в Глазго во время обыска, проведенного по анонимному звонку в полицейский участок. Картина оценивалась примерно в $90 млн
Фото: Reuters / Jeff J Mitchell
21 августа 2004 года двое мужчин в капюшонах зашли в Музей Эдварда Мунка в Осло, где в этот момент находилось около 70 человек. Один пригрозил пистолетом смотрителю, другой снял со стены сначала «Мадонну», потом «Крик». Преступники быстро покинули музей и скрылись на автомобиле. Сумму ущерба тогда оценили в $75 млн
Фото: AP / SCANPIX
Полотна (на фото — «Крик») были найдены в 2006 году. Перед судом предстали шестеро подозреваемых. Трое из них были оправданы, а трое приговорены к различным тюремным срокам
Фото: AP / Alekander Nordahl
27 января 2019 года в Третьяковской галерее неизвестный молодой человек снял со стены пейзаж Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», вынул его из рамы и унес с собой. Картина из коллекции Государственного русского музея временно экспонировалась в Инженерном корпусе ГТГ
Фото: Архип Куинджи/Государственный Русский музей
На следующий день преступник был задержан в Подмосковье. Полотно он прятал на территории строящегося объекта в Одинцовском районе
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев