Североатлантическая Македония

Республика становится 30-м членом НАТО

Изменившая название страны Македония, ставшая Северной Македонией, вступает в НАТО. Подписанный на этот счет в среду в Брюсселе протокол запустил процедуру ее интеграции в альянс. После ратификации документа парламентами всех натовских государств она официально станет 30-м членом НАТО — первой уже в эту пятницу протокол должна утвердить Греция. Тем временем в МИД РФ вчера заявили: Македония заплатит за вступление в НАТО «утратой суверенной внешней политики». С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг смотрит на главу македонского МИДа Николу Димитрова как на представителя страны, которая одной ногой уже в альянсе

Фото: Anadolu Agency/Getty Images

Протокол о вступлении Македонии в НАТО подписали в среду послы 29 государств—членов альянса и глава македонского МИДа Никола Димитров. Присутствовавший на церемонии генсек НАТО Йенс Столтенберг назвал происходящее историческим моментом, а премьер Македонии Зоран Заев, поздравив сограждан, заверил: «Мы обеспечили нашей стране стабильность, безопасность и мир». Подписание протокола о вступлении приветствовал даже лидер крупнейшей оппозиционной партии Македонии ВМРО-ДПМНЕ Христиан Мицковский, хотя все последние месяцы эта партия активно выступала против соглашения с Грецией о переименовании страны в Республику Северная Македония, открывшем ей дорогу в НАТО и ЕС.

Подписание протокола запускает процедуру вступления Македонии в Североатлантический альянс. Документ передан на ратификацию всем странам НАТО. Первой это намерена сделать Греция: предполагается, что уже 8 февраля ее парламент утвердит македонский протокол.

Греческая ратификация будет иметь не только символическое значение, знаменуя завершение почти 30-летнего спора с северным соседом о названии македонского государства. Только после этого принятые недавно парламентом Македонии поправки к конституции (см. “Ъ” от 14 января) вступят в силу, и страна станет официально именоваться Республика Северная Македония.

На ратификацию протокола остальными странами-членами, согласно процедурам НАТО, отводится два года. Однако источники “Ъ” в европейских дипломатических кругах убеждены: «С учетом опыта Черногории, которая официально стала 29-м членом альянса в июне 2017 года, ратификация македонского протокола займет не более года». Это означает, что уже в конце нынешнего или в начале 2020 года Северная Македония станет 30-м членом НАТО.

Впрочем, и до момента официального вступления в НАТО македонские представители смогут участвовать во всех мероприятиях альянса — саммитах, встречах глав МИДов и минобороны. Правда, без права голосовать и принимать решения.

Греко-македонское примирение, открывшее Скопье путь в НАТО, на всех его этапах активно приветствовали и поддерживали ЕС и США, указывая, что это «пример для всего региона и Европы в целом». В российском МИДе все это время говорили о «затягивании Скопье в НАТО», а процесс принятия поправок к конституции Македонии назвали «грязными манипуляциями». «Платить за натовское покровительство придется совершенно точно. Цену мы теперь знаем, в Вашингтоне озвучили. Собственно говоря, придется платить как повышением расходов на оборону, за участие в военных приготовлениях, операциях, далеких от интересов македонского народа, так, собственно говоря, и утратой возможности проводить подлинно суверенную внешнюю политику»,— сказала вчера официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Эксперты-балканисты по-разному оценивают последствия для России вступления Македонии в НАТО. «Итоги российского участия в македонском урегулировании печальны,— считает Максим Саморуков из Московского центра Карнеги.— Греция, которая не стала высылать российских дипломатов даже после Скрипаля (начала дела об отравлении в Британии экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.— “Ъ”), выслала двоих. Македонское правительство видит в России врага, а македонская оппозиция не собирается ориентироваться на Москву и поддерживает вступление в НАТО. Македония вступит в НАТО куда быстрее, чем там еще недавно мечтали. Попытка России противостоять неизбежному только приблизила это неизбежное, добавив международное унижение и ущерб для интересов в регионе».

«Вступление Македонии в НАТО вовсе не обязательно должно стать поражением России,— заявил “Ъ” известный сербский политолог Миливой Бешлин.— Успешная Македония и стабильные Балканы не противоречат российским интересам. Опора же на крайне правых в регионе, поддержка сил хаоса и насилия бесперспективны, такая политика даже традиционно симпатизирующие России страны настраивает против нее — как в случае с Черногорией». По мнению эксперта, России в регионе лучше ориентироваться на позитивную модель отношений со Словенией и Хорватией, когда эти две успешные балканские страны, будучи членами НАТО и ЕС, имеют хорошие экономические и политические отношения с РФ. «Это модель, при которой выигрывают все,— пояснил собеседник “Ъ”.— В противном случае все окажутся в проигрыше — и балканские страны, и Россия, и Евросоюз с нестабильностью на своем дворе. А пользу извлечь могут разве что США, выступая как верховный арбитр и защитник от русского деструктивного поведения».

Фотогалерея

Македония раздора

Смотреть

Вся лента