Вот въезд и в профиль и анфас
За создание помех на перекрестках водителей начнут штрафовать по-новому — с шести камер
В Москве с 1 марта заработает новая система фиксации нарушений ПДД на перекрестках. Водители, выехавшие во время затора на разметку «вафельница», рискуют получить штрафное постановление на сумму 1 тыс. руб. с шестью фотографиями с разных ракурсов. Пока система будет контролировать перекресток Садового кольца и Орликова переулка, впоследствии камеры появятся еще в 100 точках. ГИБДД России, по данным “Ъ”, настояла на необходимости сохранять видеофайлы, чтобы в случае обжалования граждане могли увидеть реальную картину происшедшего.
С 1 марта 2019 года в столице начнет работать новая система фотовидеофиксации нарушений ПДД. Об этом объявили столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и УГИБДД по Москве. Сразу несколько камер будут контролировать выезд на перекресток во время заторов. Съемка начнется, если машина простоит на перекрестке более пяти секунд. Специальный софт определит нарушителя, техники ЦОДД и ГИБДД проверят корректность решения и затем сформируют штрафное постановление с шестью фотографиями (с разных ракурсов).
Напомним, правила запрещают выезжать на перекресток в случае затора, «который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении». В 2018 году для удобства водителей в ПДД внесли уточнение: зона, куда запрещено заезжать, может быть обозначена разметкой в виде пересекающихся желтых линий, так называемой «вафельницей». Штраф до сих пор применялся довольно редко, поскольку штата сотрудников ГИБДД не хватает для фиксации нарушений.
Власти Москвы, по сути ставшие инициатором внесения изменений в правила (выезд во время затора с «запиранием» перекрестков — одна из основных проблем столичного движения), изначально планировали контролировать «вафельницу» с помощью камер. Но технически это сделать оказалось непросто, подготовка заняла несколько месяцев. Долгие согласования, по данным “Ъ”, шли с ГИБДД России. В ведомстве, в частности, настояли на использовании обзорной камеры, на которой видна панорама перекрестка, и сохранении видеофайла. Напомним, обязательным признаком нарушения п. 13.2 ПДД является создание помех, иными словам, если водитель заехал на «вафельницу», уперся в хвост пробки, но не мешает никому проехать (или в поперечном направлении нет машин), то это нарушением не считается. Специалисты ЦОДД и ГИБДД должны контролировать, чтобы штрафы в таких случаях не выносились. Если водитель обжалует штраф в УГИБДД по Москве, то у него будет возможность просмотреть видеоролик. Отметим, ЦОДД только недавно начал хранить видео в качестве доказательства для некоторых нарушений, в частности для проездов стоп-линии.
Новая технология будет тестироваться (с рассылкой штрафов) пока на пересечении Садового кольца и Орликового переулка, хотя ранее ЦОДД нанес «вафельницу» уже на 103 перекрестках. «ГИБДД посмотрит, как это работает, оценит качество администрирования, контроля, после это мы примем решение (об установке новых камер.— “Ъ”),— пояснил “Ъ” вице-мэр Москвы Максим Ликсутов.— Перекрестков с "вафельницей" может быть больше, но цели, что их должно быть, например, 200 или 500, у нас нет». Перед перекрестками с «вафельницей» ЦОДД ставит дорожный знак типа 1.35 «Участок перекрестка» с изображением желтого креста на сером фоне. Любопытно, что в ГОСТе такого указателя до сих пор нет, хотя в ПДД он появился в сентябре.
Контроль проезда перекрестков, в отличие от замера скорости и выезда на «выделенку»,— «сложное нарушение» с точки зрения сбора доказательств, говорит эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман. Напомним, в 2017 году в Москве в экспериментальном режиме работала камера типа «Форсаж», которая контролировала переходы: штрафы высылались водителям, которые, по мнению софта, не уступали дорогу пешеходам. Работа комплекса вызвала критику со стороны автомобилистов, его даже отключали на время проверки ГИБДД, но потом снова включили — ЦОДД планирует установить в Москве еще 200 таких приборов. Основные риски в случае с «вафельницей» — субъективный критерий оценки нарушения и протяженность некоторых перекрестков, говорит господин Шухман. «Порой невозможно спрогнозировать возникновение затора за перекрестком, когда поток неожиданно останавливается и водители просто вынуждены остановиться там, где их застала пробка,— пояснил он “Ъ”.— Если же все будут ездить по принципу "не заеду, пока за перекрестком не освободится место", то город просто встанет, поскольку все будут бояться получить штраф».