Россию и США сблизят талибы
Переговоры в Москве понравились Вашингтону и рассердили Кабул
Прошедшие на минувшей неделе в Москве переговоры афганских политиков с талибами вызвали неожиданный всплеск дипломатической активности. Спецпредставитель Госдепа США по Афганистану Залмай Халилзад приветствовал «Межафганский диалог» в российской столице и поддержал усилия Москвы на афганском направлении. О сближении позиций США и России сообщил и спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. На этом фоне отношения Москвы и Кабула, не участвующего в переговорном процессе, резко осложнились. Афганский президент Ашраф Гани негативно оценил встречу в Москве, а местные СМИ даже сообщили о протесте, направленном афганскими властями в ООН. По инициативе Кабула отменено и заседание Российско-афганской межправительственной комиссии.
Американский дипломат отдал Москве должное
Заявление Залмая Халилзада прозвучало в вашингтонском Институте мира в минувшую пятницу. Оно было сделано после того, как в Москве представители движения «Талибан» (запрещено в РФ) и влиятельные афганские политики, не входящие в правительство, обсудили пути мирного урегулирования на конференции «Межафганский диалог» (см. “Ъ” от 6 февраля).
Речь спецпредставителя Госдепа стала развернутым комментарием к московской конференции и была выдержана в духе последних заявлений президента Трампа и госсекретаря Помпео, выразивших решимость форсировать вывод контингента США из Афганистана. «Давайте объявим этот год годом мира в Афганистане!» — призвал Залмай Халилзад, сообщив о готовности работать с ведущими державами и не «монополизировать дипломатию мира». Напомним, что в администрации США рассчитывают добиться соглашения с талибами до президентских выборов в Афганистане, намеченных на 20 июля этого года.
Самыми же неожиданными в выступлении Залмая Халилзада стал его примирительный жест в адрес Москвы, чью политику в регионе администрация США до последнего времени оценивала негативно. Сообщив, что он «отдает должное тем, кто этого заслуживает», господин Халилзад заявил: «Мы приветствуем позитивную роль России, которая способствует примирению, мирному урегулированию, межафганскому диалогу».
Что касается конференции, проходившей в Москве как неофициальное мероприятие, организованное афганской диаспорой в России без участия МИД РФ и Кремля, то ее итоги Залмай Халилзад оценил со сдержанным оптимизмом. «Если встреча приведет к объединению афганцев, включая правительство, к следующей встрече в Дохе, то эта московская встреча — позитивный шаг. Если же она приведет к еще большей поляризации афганцев, то оценки будут другими»,— заявил он, призвав дождаться дальнейшего развития событий. Упоминание Залмаем Халилзадом мирных переговоров в Дохе может служить объяснением того, почему в Вашингтоне столь внезапно изменили тон по отношению к Москве.
В распоряжении “Ъ” оказался текст политической декларации, принятой на прошлой неделе по итогам «Межафганского диалога» в российской столице.
Ключевая идея документа, состоящего из девяти пунктов,— поддержка мирных переговоров между талибами и представителями США, инициированных в Дохе и ставших детищем лично Залмая Халилзада.
В декларации говорится: «Все стороны согласились, что следующая межафганская встреча должна пройти в Катаре, в Дохе, как можно скорее». Кроме того, участники встречи «поддержали продолжающиеся переговоры в Катаре и расценили их как позитивный шаг, направленный на прекращение навязанной Афганистану войны».
Учитывая, что московская конференция одобрила усилия американской дипломатии по Афганистану, в Вашингтоне, судя по всему, сочли необходимым не оставить столь редкий для российско-американских отношений факт без внимания.
Афганский узел рубить не станут
Символично, что о наметившемся сближении США и России по Афганистану одновременно со своим американским визави сообщил и спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. В интервью «РИА Новости» российский дипломат попытался дезавуировать распространенный тезис о том, что Москва и Вашингтон якобы конкурируют за влияние в регионе и пальму первенства в афганском урегулировании.
«Тут недопонимание, иногда умышленное или неумышленное: пытаются подавать дело так, что вот это российско-американское соперничество»,— констатировал Замир Кабулов, по словам которого на самом деле усилия сторон лишь дополняют друг друга. «Сразу хочу разделить: американцы разговаривают с талибами относительно дальнейшего присутствия или вывода иностранных войск, московский формат о другом — о национальном примирении внутри Афганистана, которое должно перерасти в формирование нового независимого руководства»,— пояснил российский дипломат.
Отдельные его заявления и вовсе звучали так, словно между Москвой и Вашингтоном и не было многолетней войны слов с попытками возложить друг на друга ответственность за эскалацию афганского конфликта. «Американцы понимают, что в решение афганской проблемы должны быть вовлечены ключевые страны, которые не только хотят, но и могут что-то сделать. Среди таких стран, конечно, США, Россия, Китай, и они считают очень важным участие Пакистана и Ирана. Я абсолютно согласен»,— сообщил Замир Кабулов, развив мысль американского дипломата о нежелании США «монополизировать» дипломатию по Афганистану. Он призвал совместными усилиями с США и другими ведущими игроками «не рубить, а развязывать афганский узел».
Одним из примеров такой коллективной игры может стать снятие санкций Совбеза ООН с движения «Талибан», если все пять государств—постоянных членов Совбеза ООН придут к единому мнению, что для такого шага есть достаточно оснований. «Мы не будем против, если все остальные будут за»,— сообщил Замир Кабулов. Напомним, что Москва изначально выступала за то, чтобы исключить из санкционных списков Совбеза тех талибов, которые принимают участие в мирных переговорах.
Когда Кабул вне игры
Между тем наметившееся оживление российско-американского диалога по Афганистану, которому способствует общая позиция сторон по мирным переговорам в Дохе, происходит в условиях неучастия в переговорном процессе представителей официального Кабула. Напомним, что сторонами переговоров в столице Катара остаются талибы и американские дипломаты, при этом представители движения «Талибан» настояли на том, чтобы афганское правительство, которое они считают марионеткой Вашингтона, в переговорах в Дохе не участвовало.
Не было представителей афганских властей и на московской конференции. Более того, некоторые ее участники, находящиеся в натянутых или конфликтных отношениях с Кабулом, допустили в российской столице немало резких высказываний в адрес афганских властей.
Кроме того, по информации “Ъ”, по инициативе талибов из итоговой декларации московской конференции было исключено упоминание властей в Кабуле в качестве одной из сторон будущего переговорного процесса.
Учитывая это, реакция официального Кабула на «Межафганский диалог» в Москве оказалась подчеркнуто холодной.
В заявлении канцелярии президента Афганистана Ашрафа Гани говорится, что принятая в Москве декларация «не имеет никакого веса», так как присутствовавшие на ней делегаты «не представляют исполнительную власть».
Уже после того как комментарий президента Ашрафа Гани попал в СМИ, афганский англоязычный телеканал Tolo News со ссылкой на заместителя постоянного представителя Афганистана в ООН Назифуллу Саларзая сообщил, что в связи с визитом делегации талибов в Москву правительство Афганистана якобы направило жалобу в ООН. В руководстве ООН получение официального письма от постпредства Афганистана, впрочем, не подтверждают.
В конце прошлой недели также стало известно о том, что планировавшееся на февраль заседание Российско-афганской межправительственной комиссии перенесено на неопределенный срок по инициативе Кабула.
Впрочем, по мнению независимого российского эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, обострение отношений с правительством Ашрафа Гани не нанесет серьезного ущерба интересам Москвы. «Президент Гани в любом случае "хромая утка". Поэтому в действиях российских дипломатов есть определенная логика»,— пояснил “Ъ” господин Дубнов.
Что касается конференции по межафганскому диалогу, состоявшейся в российской столице на прошлой неделе, то Аркадий Дубнов считает ее успешной, «хотя поначалу чем-то серьезным она не казалась». «Созданный Москвой и ни на что не похожий формат зажил своей собственной жизнью, подтверждением чего стала и реакция США»,— резюмирует эксперт.