Экономический рост украсится скромностью
Минэкономики согласилось с тем, что успехи 2018 года были разовыми
В опубликованном сегодня бюллетене «Картина экономики» за январь текущего года экономическое ведомство признало, что рекордный за шесть лет рост ВВП РФ на 2,3% был разовым, опирался на успехи нефтегазового экспорта и испортит статистику 2019 года. Прогнозы по инфляции министерство приблизило к версии Банка России: ее пик ожидается в марте-мае, а годовой показатель будет «ниже 5%». Отдельная новелла бюллетеня — констатация Минэкономики, что от многолетнего спада доходов в 2018 году страдали наиболее состоятельные слои населения, тогда как положение самых бедных улучшилось, но статистика Росстата сокращение доходного расслоения в РФ не фиксирует.
В очередном бюллетене «Картина экономики» Минэкономики объяснило ускорение темпов роста ВВП в 2018 году разовыми факторами и считает, что они не являются устойчивыми. Напомним, по первой оценке Росстата, показатель составил 2,3%, что оказалось значительно выше ожиданий как независимых аналитиков, так и властей (см. “Ъ” от 5 февраля), тем более что статистика Росстата не успела учесть бурный рост строительства в 2018 году, обнаруженный ведомством в начале 2019 года (см. “Ъ” от 28 января). При этом само ведомство оценивало рост ВВП в минувшем году в 2% с учетом пересмотра динамики строительства.
В результате министерство вынуждено было согласиться с прогнозами аналитиков о том, что на фоне такой базы темпы роста ВВП в 2019 году резко замедлятся — само Минэкономики называет цифру в 1,3% годового роста
В разрезе его источников ведомство признает их «перераспределение от внутреннего спроса к внешнему» — первый замедлился с 3,2% в 2017 году до 2,2% в 2018-м, а экспорт товаров и услуг «продолжал уверенно расти (на 6,3% в реальном выражении после 5,0% годом ранее)» — в основном за счет экспорта нефти и газа, возвращая РФ к модели сырьевой экономики, намерение уйти от которой власти декларируют на протяжении последнего десятилетия.
Еще одно интересное наблюдение ведомства состоит в том, что сокращение реальных располагаемых доходов населения на 0,2% с учетом единовременной выплаты пенсионерам (см. “Ъ” от 8 февраля) «сказалось в первую очередь на доходах более обеспеченных групп населения», при этом повышение МРОТ, увеличение выплат семьям с детьми, повышение зарплат в бюджетной сфере «серьезно поддержали доходы менее обеспеченных групп населения». Однако Росстат изменений в дифференциации населения по доходам в 2018 году не обнаружил: на долю 10% наиболее обеспеченных граждан, как и в 2017 году, приходилось 30,1%, а на долю 10% наименее обеспеченных — 2% от общей суммы денежных доходов.
Пересмотрело Минэкономики и свои прогнозы по инфляции: по мнению ведомства, повышение налога на добавленную стоимость в январе 2019 года внесло меньший вклад в рост цен, чем ожидалось ранее, и в феврале инфляция составит 5,2–5,4% к февралю 2018 года и 0,5–0,6% к январю 2019 года. Пик инфляции в нынешнем году придется на первое полугодие, когда она достигнет 5,5–5,7% «в марте-мае». Годовые прогнозы также скорректированы министерством. Вместо ранее ожидавшихся показателей в 4,3% теперь применяется формулировка «ниже 5%» при условии сохранении стабильного курса рубля» — таким образом, оценки министерства приближаются к прогнозам ЦБ, который видит инфляцию по году в 5–5,5%.
Какой рост российской экономики прогнозирует Всемирный банк
В сороковом докладе московского представительства Всемирного банка об экономике России не обнаруживается причин для роста ВВП выше потенциальных 1,5–1,8% в среднесрочной перспективе — даже при среднегодовой цене нефти выше $70 за баррель. Ускорение потенциального роста до 3% и выше в год возможно с 2028 года, но при условии повышения факторной производительности, отмечают аналитики банка. Этому, однако, противоречит наблюдаемая концентрация экономической активности в руках государства.