Несовершеннолетних отследили в интернете
Эксперты проанализировали новые угрозы для детей в сети
Каждый второй подросток сталкивается с теми или иными рисками при пользовании интернетом, однако знает об этом лишь треть родителей. Таковы результаты опроса, представленного на всероссийской конференции «Вместе за лучший интернет». Эксперты отмечают, что прежде опасный контент касался сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и распространения наркотиков, теперь главной угрозой является «киберунижение». Но есть и хорошая новость. Полноценную защиту детей способно обеспечить поколение так называемых новых родителей.
На конференции в Российской государственной детской библиотеке были представлены исследования, посвященные активности несовершеннолетних в интернете. Член-корреспондент РАО, директор Фонда развития интернета Галина Солдатова представила промежуточные итоги опроса «Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе». В исследовании (проводилось в конце 2018 года) приняли участие 504 подростка и 209 родителей в Москве и Московской области. Госпожа Солдатова сообщила, что у подростков 14–17 лет практически нет «технических и технологических ограничений для доступа в интернет»: «Больше половины родителей никогда не запрещают пользоваться интернетом, примерно треть иногда запрещает пользоваться интернетом». При этом 51% опрошенных подростков сообщили, что «сталкивались с теми или иными рисками» в сети, 49% отрицали такие ситуации. Между тем 70% родителей уверены, что их дети с рисками в интернете не сталкивались, а 30% говорили, что такие ситуации возникали.
Отвечая на вопрос: «Как часто за последний год с вами происходило в интернете что-нибудь, что беспокоило или расстраивало вас?», 63,5% опрошенных подростков 14–17 лет говорили, что такое происходило «несколько раз», 21,8% — раз в месяц, 9,6% — каждую неделю, про «каждый день» говорили 5,1%. Дети 12–13 лет также не скрывают, что «беспокоящие» ситуации имели место: у 71,4% — несколько раз, у 12,4% — раз в месяц, каждую неделю — у 4,2%. «Каждый четвертый ребенок (27,5% подростков 14–17 лет и 25% детей 12–13 лет.— “Ъ”) обращается за поддержкой к родителям, но примерно такое же количество (27,5% и 21,7% соответственно.— “Ъ”) не обращается ни к кому, сами пытаются справиться»,— говорит госпожа Солдатова. К учителям, как выяснилось, в подобной ситуации прибегают менее 3% подростков.
Директор по специальным проектам Института исследований интернета Дмитрий Чистов привел данные отраслевого доклада «Детский рунет 2018», согласно которому «более 94% родителей считают, что надо следить, что дети делают в интернете, но только 23% что-либо используют, кроме установки антивирусов на свои компьютеры». При этом эксперт отметил, что положительная динамика все-таки есть: «По сравнению с исследованием 2015 года доля семей, которые используют настройки безопасного детского поиска, выросла с 5% до 23%. В три раза возросла за три года популярность настроек детской безопасности, которые предоставляют провайдеры выхода в интернет — с 4% до 12%». По словам господина Чистова, эту динамику вызвала не только популяризация интернет-безопасности, но и «появление так называемых новых родителей»: «Это те люди, которые выросли с детских лет с интернетом, а рунету 25 лет в этом году».
Однако 18% родителей уверены, что в интернете нет безопасных для детей сервисов (в 2015 году так отвечали 24% родителей). А наиболее безопасными для детей они считают большие порталы (35% родителей-респондентов в 2018 году, 34% — в 2015 году). «Но если посмотреть, из чего складывается интернет-портал, то это, как правило, почтовый сервис и поисковик,— обратил внимание эксперт.— Но поисковик, вокруг которого построен большой портал, считают безопасным только 11% родителей (8% — в 2015 году)».
Координатор Центра безопасного интернета, директор фонда «НеДопусти!» Урван Парфентьев напомнил, что ранее цифровые угрозы касались сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, а также предполагали контент с пронаркотической тематикой. «В последнее время в качестве угрозы номер один мы говорим о целом комплексе угроз, которые называются общим термином "киберунижение". Туда входят буллинг, шейминг. Это подавляющее большинство угроз, объединяемых по принципу причинения ущерба чести, достоинству, репутации пользователя». «Если в отношении кибермошенничества, вовлечения детей в противоправную эксплуатацию, провокации суицидов и употребления наркотиков законодательство более или менее отработано, то в отношении киберунижения, к сожалению, нет»,— признал господин Парфентьев.
Интернет на постсоветском пространстве
Пространство свободы, территория ограничений и серые зоны – в спецпроекте “Ъ”