«Мы уверены, что показатели будут только улучшаться»
Глава департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров — в интервью «Ъ FM»
Сколько денег вкладывается в Москву? Кто может построить в столице новую канатную дорогу? И как осваиваются промышленные зоны мегаполиса? На эти вопросы на Российском инвестиционном форуме в Сочи ответил глава департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров. С ним беседовал корреспондент «Коммерсантъ FM» Владимир Расулов.
— Недавно вы заявили, что половина всех прямых иностранных инвестиций в России приходится на Москву. Скажите, пожалуйста, на что именно идут эти деньги, и кто в первую очередь их вкладывает?
— Сегодня на долю столицы приходится более 12% общероссийского объема инвестиций в основной капитал и половина прямых иностранных инвестиций России. Вложения поступают в сектор промышленности и высоких технологий, связь, строительство, торговлю и общественное питание, финансовый сектор.
— Можно понять хотя бы порядок цифр?
— Накопленный объем прямых иностранных инвестиций в экономике Москвы превышает $246 млрд. Интересна и другая цифра — это объем инвестиций в основной капитал. За три квартала 2018-го года рост составил 5,6% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2017-го года. Речь идет о сумме 1,2 трлн руб., то есть $20 млрд. В общем объеме доля инвестиций в машины и оборудование, а также транспортные средства выросла на 1,8% с 36,3% до 38,1%, в объекты интеллектуальной собственности — на 1,9% с 8,3% до 10,2%.
Мы ожидаем еще более позитивных результатов, когда будут подведены итоги 2018 года. В том числе сегодняшний форум в Сочи доказывает интерес инвесторов как из соседних регионов, так и из-за рубежа. Мы уверены, что показатели будут только улучшаться. Хотя у нас сейчас уже хорошие показатели: на долю сектора промышленности и высоких технологий приходится 22% всех инвестиций в основной капитал, тогда как еще в 2010-м году это было всего 13,8%.
— В СМИ неоднократно писали, что в Москве скоро появится еще одна канатная дорога, которая пойдет от станции «Сходненская» до «Речного вокзала», а строить ее хотят по концессионному соглашению. Кто в нем участвует? И какие похожие проекты в столице вы еще можете назвать?
— Начну с конца. У нас действительно есть концессия, связанная со строительством дублера Кутузовского проспекта. Это серьезный контракт, который сейчас находится в стадии реализации. А что касается новой канатной дороги, то мы работаем над этим проектом, потому что получили концессионную инициативу по ее созданию. На данный момент мы находимся на этапе, по сути дела, еще бумажном – то есть началась предварительная проработка градостроительной документации. В скором времени будут опубликованы доработанные материалы концессионного соглашения. Если после публикации появятся компании, готовые участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения, то он будет проведен. Если других заявок не поступит, соглашение будет заключено с инициатором без торгов.
Действительно, проект очень интересный, потому что сегодня маршрут от «Сходненской» до «Речного вокзала» занимает более 40 минут, а в случае реализации проекта можно будет за семь минут доехать из точки А в точку В, что существенно упростит жизнь и москвичам, и гостям столицы. Для жителей Москвы канатная дорога будет интегрирована в единую транспортную сеть в рамках городской билетной системы по доступным тарифам. Протяженность «канатки» составит 2,3 км. Прогнозируемый пассажиропоток — до 19 тыс. человек в сутки.
— А известно, кто непосредственно будет реализовывать проект?
— Поскольку это публичная процедура, в случае если проектом заинтересуется более одной компании, то это будет проходить через торги. Поэтому, наверное, не очень правильно было бы называть сейчас интересантов. Как только итоги будут подведены, мы об этом узнаем.
— Москва, помимо этого направления, активно продвигает использование своих промышленных зон. Как здесь обстоят дела сейчас? И насколько активно бизнес идет осваивать подобные пространства?
— Есть категория бизнеса, которая заморозила промышленное предприятие и не занимается его развитием. Естественно, мы считаем, что это наши потери, потому что предприятие не развивается, соответственно, уменьшается налогооблагаемая база, происходит сокращение рабочих мест. Мы всячески пытаемся с этим бороться. На сегодняшний день есть механизм, который законодательно уже утвержден — это так называемое «комплексное развитие территорий».
Сейчас мы активно занимаемся совершенствованием нормативно-правовой базы городского уровня, чтобы с этого года начать комплексное развитие как минимум трех-четырех промышленных зон и затем вовлечь эти территории в хозяйственный оборот, привлечь инвестиции к их освоению. В итоге мы получим новые рабочие места, комфортное жилье и благоприятную городскую среду.