Счет пошел на гормоны
В CAS начались слушания по скандальному иску Кастер Семени к IAAF
Спортивный арбитражный суд (CAS) в понедельник приступил к рассмотрению иска двукратной олимпийской чемпионки в беге на 800 м Кастер Семени к Международной федерации легкой атлетики (IAAF). Южноафриканская спортсменка, гендерная принадлежность которой уже много лет является дискуссионной, требует отменить решение IAAF, предписывающее спортсменкам с аномально высоким естественным уровнем тестостерона в крови либо принимать гормональные препараты, снижающие его содержание, либо соревноваться с мужчинами. В зависимости от исхода дела, как полагает ряд специалистов, спортивные федерации будут вынуждены ввести третью гендерную категорию. Иного способа разрешить противоречия может и не быть.
В понедельник CAS приступил к слушаниям по громкому делу «Кастер Семеня против IAAF». Иск был подан еще в 2018 году, после того как федерация одобрила новые правила допуска спортсменок к соревнованиям. Изменения коснулись бега на 400 м, 400 м с барьерами, 800 м, на милю, а также видов многоборья, где присутствует какая-либо из вышеозначенных дистанций. IAAF установила, что участницы соревнований должны не только быть женщинами по документам, но еще и уровень тестостерона в их крови не должен превышать 5 нмоль/л (согласно данным мониторинга за полгода, предшествующие участию в соревновании). В противном случае они должны принимать препараты, снижающие уровень гормона. Отметим, что у абсолютного большинства женщин показатели тестостерона составляют 0,12–1,79 нмоль/л. У мужчин после полового созревания уровень колеблется в диапазоне 7,7–29,4 нмоль/л.
Принятию решения IAAF предшествовали годы исследований с целью определить влияние тестостерона на результаты спортсменок.
Они показали, что спортсменки с аномально высоким содержанием гормона преодолевали дистанции на 1,8–2,8% быстрее. Подведение под решение научной базы, однако, не позволило IAAF внедрить новые правила. Ведь против этого выступили ряд спортсменок, самой известной из которых как раз и является Кастер Семеня. Собственно, с ее появления на крупных международных турнирах (в 2009 году она стала чемпионкой мира на 800-метровке, опередив ближайшую преследовательницу на 2,5 сек.) и последовавших протестов других спортсменок IAAF и озаботилась вопросом реального, а не формального определения половой принадлежности участниц соревнований.
Первым делом проверили саму Кастер Семеню, но результаты обследований так и не были обнародованы. IAAF была явно не готова подвергаться критике за половую дискриминацию, и в результате Семеня продолжила выступления и дважды, в Лондоне в 2012 году и в Рио-де-Жанейро в 2016-м, выиграла олимпийское золото на 800-метровке (правда, лондонскую медаль она получила только после дисквалификации россиянки Марии Савиновой).
Однако одной Кастер Семеней дело не ограничилось.
В женском спорте все чаще стали появляться не просто мужеподобные спортсменки, а трансгендеры, что не могло не вызвать недовольства.
Даже столь активная сторонница ЛГБТ-сообщества, как Мартина Навратилова, заметила, что уравнивание трансгендеров и спортсменок с аномально высоким содержанием мужских гормонов с другими женщинами — «безумие и мошенничество». «Я готова считать их кем они пожелают, но я не готова с ними соревноваться»,— заявила легендарная теннисистка.
Как пояснил глава департамента здоровья и науки IAAF Стефан Бермон, противодействие введению ограничений для женщин с аномально высоким содержанием тестостерона делает бессмысленными женские соревнования. «Само разделение спортивных дисциплин на мужские и женские существует, чтобы дать женщинам шанс. Тестостерон — важнейший фактор, определяющий силу и выносливость»,— отметил доктор Бермон. А один из адвокатов IAAF Джонатан Тейлор полагает, что если CAS встанет на сторону истицы, то уже очень скоро лица с нарушениями сексуального развития и трансгендеры «будут доминировать в женских соревнованиях, что лишит женщин с обычным уровнем тестостерона любых возможностей на победу».
Что касается позиции Кастер Семени, то ее адвокаты намерены строить дело на том, что она юридически признана женщиной и никакие ограничения в ее отношении применяться не должны, поскольку это не что иное, как дискриминация.
Отметим, что решение CAS по иску Семени может оказать на мировой спорт весьма существенное влияние. Если суд встанет на сторону спортсменки, то сценарий, описанный Джонатаном Тейлором, вполне может стать реальным. Если же победа будет присуждена IAAF, то, как считает Стефан Бермон, лет через десять может получиться так, что допуск к соревнованиям будет осуществляться уже не на основании половой принадлежности, а по уровню того же тестостерона, или роста, или веса. «Почему бы и нет. В паралимпийском спорте, например, множество категорий»,— отметил господин Бермон.