«Ростех» рассчитал самолетам подъемные
Потребности ОАК в инвестициях доросли до 250 млрд руб.
«Ростех» оценил потребности в инвестициях для Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), вошедшей в его состав в конце прошлого года, не менее чем в 250 млрд руб. Деньги нужны в первую очередь на доведение до серийного производства среднемагистрального МС-21 и ближнемагистрального SSJ 75. «Ростех» рассчитывает привлечь средства как бюджета, так и частных инвесторов. Получить госденьги будет непросто, поскольку Белый дом согласовывал передачу ОАК в состав «Ростеха» именно для снижения нагрузки на бюджет. Выгода частных инвесторов от вложений в ОАК также неочевидна.
«Ростех» оценивает потребность в дополнительном финансировании ОАК в 250 млрд руб. Об этом заявил на международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2019 глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Нехватку средств выявил аудит «Ростеха» в рамках вхождения ОАК в состав госкорпорации.
«Мы сейчас смотрим, проводим аудит ОАК — честно говоря, не очень хорошее впечатление производит. Порядка 240–250 млрд руб. потребуется дополнительных средств»,— заявил господин Чемезов.
По его словам, деньги пойдут на развитие, создание МС-21, а также на модернизацию заводов.
«Поэтому мы сделаем кое-какую перестановку: отдельно дивизион гражданский, отдельно дивизион военный. С тем чтобы не подставлять больше под санкции гражданские продукты, сделаем его более или менее самостоятельным. И будем приглашать инвесторов, причем в любое производство»,— подчеркнул господин Чемезов, заметив, что «для них (инвесторов.— “Ъ”) сегодня более спокойно участвовать в гражданском дивизионе». Он выразил надежду, что такие инвесторы скоро появятся, но для начала предстоит закончить аудит.
«Указанная сумма является приблизительной и учитывает объем инвестиций, необходимых ОАК для модернизации производств и реализации конкретных авиационных проектов, таких как МС-21,— сказали в "Ростехе".— В настоящее время продолжается аудит, который определит точные потребности компании. После этого будут прорабатываться источники и параметры финансирования, добавили в госкорпорации».
Решение о передаче ОАК в состав «Ростеха» принято в 2018 году. Владимир Путин подписал соответствующий указ в октябре. «Ростех» получит 92,3% ОАК, на поглощение отведено 18 месяцев. Осенью предполагалось, что «Ростех» вложит в уставный капитал ОАК 30 млрд руб. Позже “Ъ” рассказывал о готовности госкорпорации выделить 50 млрд руб. на проект МС-21, но источники “Ъ” подчеркивали, что этих денег недостаточно для покрытия потребностей ОАК. В начале года стало известно о переговорах ОАК со Сбербанком, ВТБ и ВЭБом об их вхождении в капитал будущего «гражданского дивизиона».
В Минпромторге и ОАК не ответили на вопросы “Ъ”. В Сбербанке, ВТБ и ВЭБе не комментируют ситуацию.
По словам топ-менеджера одного из предприятий авиапрома и сотрудника аппарата правительства, сумма в 250 млрд руб.— это средства, которые необходимы для развертывания серийного выпуска гражданских программ. «В большей степени это нужно для среднемагистрального лайнера МС-21, в меньшей — для ближнемагистрального SSJ»,— заявил один из собеседников “Ъ”. По словам чиновника аппарата правительства, у «Ростеха» нет возможности самостоятельно закрыть потребности ОАК в финансировании, поэтому собирать четверть триллиона рублей «будут всем миром»: «Часть суммы рассчитываем найти у частных инвесторов, которые могли бы войти в капитал гражданского дивизиона ОАК, часть, по всей видимости, будет выделяться из бюджета, но здесь необходимы консультации с финансово-экономическим блоком Белого дома».
Консультации, по словам собеседника “Ъ”, будут непростыми: министр финансов Антон Силуанов согласовал передачу ОАК в ведение «Ростеха» в расчете на то, что госкорпорация сама сможет покрыть запросы авиастроителей, а правительство разгрузит бюджет.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что финансовая модель ОАК основывалась на растущем денежном потоке от поставок самолетов, в том числе МС-21. «Санкции сдвинули сроки начала поставок самолета. На расходную часть бюджета корпорации также влияет переход на российские композитные материалы»,— говорит эксперт. По его словам, ОАК сохраняет широкую линейку разрабатываемой гражданской продукции, в том числе регионального Ил-114–300, 75-местного SSJ, широкофюзеляжных Ил-96–400М и CR929, при минимальном числе программ, приносящих деньги уже сейчас, что объясняет непростое финансовое положение ОАК. Господин Пантелеев полагает, что корпорации в будущем понадобятся средства на расширение производственных возможностей предприятий, участвующих в кооперации по МС-21, для выхода на запланированные темпы сборки машин.