Террористов проверят на права человека
Рабочая группа при омбудсмене изучит приговоры членам «Хизб ут-Тахрир»
Правозащитники договорились с уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой о выработке решения по проблеме исламской организации «Хизб ут-Тахрир». Она запрещена в России и признана террористической, но, по заверениям ряда экспертов, ее члены не готовят и не совершают терактов. Тем не менее ее участники задерживаются, а суды назначают им большие сроки — от 10 до 24 лет лишения свободы. Рабочая группа при аппарате омбудсмена намерена выяснить, можно ли изменить решение Верховного суда РФ о запрете организации.
Как стало известно “Ъ”, к Татьяне Москальковой обратился председатель правозащитного движения «За права человека» Лев Пономарев с проблемой больших тюремных сроков для членов «Хизб ут-Тахрир». Организация признана террористической и запрещена в 2003 году решением Верховного суда РФ. Господин Пономарев рассказал о 21 жителе Башкирии, которые были осуждены летом 2018 года за участие в организации на сроки от 5 до 24 лет, при этом они не готовили и не совершали теракты. «Татьяна Москалькова встретилась с их родителями и подтвердила, что проблема есть,— пояснил “Ъ” господин Пономарев.— Как мне известно, скоро будет подписано распоряжение о создании рабочей группы при аппарате омбудсмена, которая могла бы найти решение проблемы. Состав согласован: в нее войдут сотрудники аппарата, эксперты и правозащитники». Как рассказал “Ъ” член Международной ассоциации исламских адвокатов Дагир Хасавов, в рабочую группу также войдут адвокаты, в том числе из Крыма.
После выхода номера в аппарате омбудсмена “Ъ” пояснили, что создается рабочая группа о соблюдении прав граждан содержащихся под стражей, а дела «Хизб ут-Тахрира» станут одной из обсуждаемых ею тем.
«Хизб ут-Тахрир» — международная исламская организация, созданная в начале 1950-х годов, выступающая за всемирный халифат. Запрещена в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Киргизии, Турции, Германии, Египте, Пакистане, Китае и ряде других стран. Не запрещена, в частности, в США и в большинстве стран Европы. По подсчетам ПЦ «Мемориал», в России к настоящему времени за участие в «Хизб ут-Тахрир» арестованы 239 человек, из них 158 — осуждены. До 2013 года им вменялась «экстремистская» ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды), а 40% приговоров не были связаны с лишением свободы. Но с 2013 года в УК РФ появилась «террористическая» ст. 205.5, после чего суды стали выносить более суровые приговоры: 40 подсудимых получили сроки от 15 до 24 лет, еще 35 — от 10 до 15 лет. Задержания идут в основном в Татарстане, Башкирии и с 2014 года в Крыму (на Украине «Хизб ут-Тахрир» не запрещена). «Мемориал» признал политическими заключенными 98 фигурантов дел, решение по другим будет принято после изучения процессуальных документов.
У экспертов есть вопросы к решению Верховного суда РФ, которым одновременно признаны запрещенными 15 организаций, в том числе «Аль-Каида», говорит председатель правозащитного комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. «На объяснение, почему туда включена "Хизб ут-Тахрир", там отведено две фразы о том, что ее цель — устранение неисламских правительств и установление всемирного халифата, а также о том, что ее деятельность — это воинствующая пропаганда в сочетании с нетерпимостью»,— говорит госпожа Ганнушкина. По словам господина Пономарева, адвокат Юрий Костанов провел экспертизу решения и выяснил, что оно «ущербно с юридической точки зрения». Осужденные члены ячеек пытались обжаловать это решение, но им отказали на том основании, что они не являются стороной в этом процессе.
«Силовым структурам выгодно держать эту организацию в террористах: они не сильно прячутся и можно на них делать карьеру»,— указал “Ъ” руководитель программы противодействия исламскому терроризму ПЦ «Мемориал» Виталий Пономарев. Он подчеркивает, что нет доказанных случаев, что члены «Хизб ут-Тахрир» готовили теракты, «а ведь все их разговоры фиксируются прослушкой». На судах, по его словам, обвинение выставляло засекреченных свидетелей, а также сомнительные с точки зрения защиты результаты экспертиз. Впрочем, в обвинительных заключениях по делам «Хизб ут-Тахрир» также говорится, что Россия признала ее преступной организацией в 1999 году, в 2001 году МИД России квалифицировал ее как «наиболее радикальную структуру экстремистского толка», а в 2002 году директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что она «посягает на конституционный строй государств» и «организует незаконные вооруженные формирования, а также участвует в них». Виталий Пономарев объясняет, что посягательство на конституционный строй можно увидеть в цели «Хизб ут-Тахрир» — построении всемирного халифата. По идеологии организация вербует сторонников, потом призывает страну добровольно принять ислам, а затем налаживает прямую связь с политиками и военачальниками. Халифат, с точки зрения исламских правоведов, можно объявить только на территории бывшей Османской империи.
«В Сирии "Хизб ут-Тахрир" считается оппозиционной по отношению к ИГИЛ (запрещено в России.— “Ъ”)»,— рассказал “Ъ” руководитель программы «Горячие точки» ПЦ «Мемориал» Олег Орлов. Он подчеркивает, что у него личное мнение — «эта организация очень неприятная и очень вредная». В ее догматах сказано, что халифат предполагает и выборы, и работающие суды, но при этом женщины поражены в правах, а немусульмане хотя и могут входить в парламент, но по квотам и при этом ограничены в принятии законов. «На сайтах этой организации есть враждебные высказывания об иудеях и христианах»,— говорит господин Орлов. Дискриминацию немусульман в программе организации увидела также Германия, запретив в 2003 году «Хизб ут-Тахрир» как экстремистскую «за призывы к политическому насилию и антисемитскую пропаганду в университетах». «Также говорят, что это мечтатели, но они действуют по всему миру, и если в России пока нет речи о том, что тут будет халифат, то есть страны, где они проповедуют это уже сейчас»,— указывает господин Орлов. Вместе с тем он подчеркивает, что никаких терактов «Хизб ут-Тахрир» пока не совершала, и считать ее террористической организацией нельзя, но нужно обсуждать, является ли организация экстремистской.