Французы возвращают Opel в Россию
Продажи марки возобновятся на фоне замедления роста рынка
Французский концерн PSA возвращает в Россию марку Opel, покинувшую рынок на фоне спада в 2015 году. Другие бренды PSA — Peugeot и Citroen — в прошлом году показывали падение или умеренный рост на фоне самого масштабного расширения авторынка за последние годы. Решение об уходе Opel из России было принято еще в 2015 году на фоне сокращения покупательной способности населения и сужения рынка. Бренду придется отвоевывать свою нишу в условиях слабого рубля и жесткой конкуренции со стороны брендов, сохранивших производство, несмотря на спад продаж и убытки прошлых лет.
Группа PSA (Peugeot Societe Anonyme) объявила о возобновлении в России продаж новых автомобилей марки Opel. «Россия — это крупный и привлекательный рынок с большим потенциалом, на котором немецкий бренд завоевал отличную репутацию»,— говорят в PSA. Возобновление продаж происходит в рамках стратегии группы по экспансии европейского и мировых рынков.
Роль Opel в войне с СССР
Производство автомобилей бренда до 2015 года велось в Петербурге, когда марка еще принадлежала американской компании General Motors (GM). В 2014 году на фоне сокращения продаж в России американский автомобильный концерн принял решение остановить завод: в 2015 году конвейер был остановлен, а производственная площадка законсервирована. Поставки новых автомобилей Opel, собранных на зарубежных заводах, также решено было прекратить: в условиях слабого курса рубля конкурентным преимуществом обладают марки, локализованные в РФ. В 2017 году GM продала марку Opel французскому концерну PSA, производящему Peugeot и Citroen.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2018 году авторынок РФ вырос на 12,8%, за год продано 1,8 млн авто. На растущем рынке PSA показала более чем скромные результаты: марка Peugeot выросла на 11,8% (немного ниже рынка), продажи Citroen упали на 15,2%. В совокупности группа потеряла 0,9% рынка. В январе 2019 года спад продаж показали и автомобили Peugeot: реализация снизилась на 43,6%. Продажи Citroen упали на 43,8%. При этом весь российский авторынок показал символический рост в 0,6% по сравнению с январем прошлого года. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер назвал итоги января положительным результатом для рынка, «особенно учитывая повышение ставки НДС на 2% с 1 января».
Возможно, концерн пытается улучшить свои показатели в РФ, вернув на рынок знакомую потребителю марку. Но для выхода выбран не самый благоприятный момент.
Маловероятно, что в 2019 году темпы роста продаж вернуться к прошлогодним: в отсутствие фундаментальных предпосылок для роста платежеспособного спроса населения эксперты связывали неожиданный всплеск автопродаж с общим износом автопарка и необходимостью его обновления. Насыщение рынка должно было наступить на рубеже 2018–2019 годов.