Школьным учебникам ужесточат экспертизу
Зачем менять порядок проверки пособий
Глава Минпросвещения Ольга Васильева предложила ужесточить экспертизу учебников. Речь идет о книгах, которые попадают в федеральный перечень и по которым формируются все школьные библиотеки. Госпожа Васильева считает, что проводить проверку следует на стадии рукописей, а на титульном листе указывать фамилию проверяющего, который и будет нести ответственность за достоверность материала. Когда эти изменения могут быть введены, министра не уточнила.
Гендиректор издательства «Владос» Ольга Бородина в целом инициативу поддерживает, но при условии, что проверкой будут заниматься профессионалы: « Вопрос заключается не в том, ужесточать или не ужесточать экспертизу, а в том, кто ее проводит.
Если это люди, которых никто не знает, и непонятно, кто их назначает, тогда это один разговор.
А если это прозрачно сформированная экспертная комиссия, в которую входят не только люди от науки, которые детей лет по 40 не видели в глаза, не знают, что такое детская психология, но и педагоги, детские психологи, то она сможет дать всестороннюю оценку и на стадии рукописи, и на стадии готовой книги. Если это даст возможность по замечаниям автору доработать эту рукопись, то на выходе это уже будет полностью проэкспертированный текст».
Предложение главы Министерства просвещения прозвучало на фоне недавней проверки Генпрокуратуры — надзорное ведомство выявило коррупционные нарушения при формировании федерального перечня учебников. Механизм действует с 2016 года, однако то, что в документах не прописано определение конфликта интересов и способов его преодоления обнаружилось только сейчас.
Ранее в Минпросвещения заявляли, что не готовы комментировать выводы Генпрокуратуры, но похоже, что предложение Ольги Васильевой об ужесточении экспертизы учебников — это и есть реакция на проверку, полагает вице-президент корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев. Правда, по его словам, именно рукописи проверяют и сейчас: «Это довольно удобная позиция — пообещать сделать более совершенный порядок экспертизы, а пока мы его делаем, будет существовать усилившаяся монополия одного издательства. Оно зарабатывает деньги, правда, при этом обычно страдают общественные интересы. То, что касается рецензирования рукописи, то на экспертизу отправляется рукопись — это некий текст, который получит шанс попасть на рынок только после того, как получит положительное заключение. Вопрос в том, что с ним будет происходить дальше в процессе экспертизы. Действующий порядок проведения экспертизы подразумевает только два ответа экспертной комиссии — рекомендовать или нет.
Вот этот режим, который можно использовать только как инструмент передела издательского рынка, не предполагает работы над качеством».
Ранее в корпорации «Российский учебник» подсчитали, что переход на школьные учебники из нового федерального перечня потребует от государства почти 14 млрд руб. в течение трех лет. При этом состав перечня приведет к тому, что почти 90% рынка займет единственное издательство — «Просвещение».