Ким Чен Ын отказался поднюкивать США
Вашингтон и Пхеньян не сотворили чуда в Ханое
Бесславное завершение переговоров c лидером КНДР Ким Чен Ыном оставило президента США Дональда Трампа в растерянности и, по всей видимости, без четкого плана действий. Стороны винят в неудаче друг друга. Вашингтон заявляет, что северокорейский лидер потребовал снять все санкции за некоторые уступки по ядерной программе. Пхеньян уверяет, что требовал лишь частичного снятия санкций для облегчения жизни населения, но США хотели слишком многого. Теперь ни о какой денуклеаризации в ближайшее время речи не идет: переговорный процесс оказался заморожен и стороны должны найти новую стратегию, чтобы сдвинуть его с места.
Ким Чен Ыну и Дональду Трампу не удалось ни о чем договориться. Положительным моментом стало лишь то, что старые договоренности остались неизменными
Фото: Evan Vucci, AP
Грусть в прямом эфире
Таким нервным и растерянным, как на своей пресс-конференции в Ханое 28 февраля, Дональд Трамп не выглядел никогда. Как бы оттягивая неприятный момент, он начал с заявлений о новостях важных, но не имеющих никакого отношения к тому, ради чего 3 тыс. журналистов со всех уголков света собрались во вьетнамской столице. «У меня для вас относительно неплохие новости,— обнадежил он аудиторию.— Я хотел бы поблагодарить жителей Вьетнама за то, что так хорошо с нами обращались. У нас сравнительно неплохие новости из Индии и Пакистана, мы пытаемся посредничать между ними, организовать мир, и я надеюсь, что это случится». Затем он рассказал о том, как США помогают народу Венесуэлы гуманитарной помощью и припасами, но «человек во главе» сильно затрудняет их доставку.
Затем Дональд Трамп все-таки набрался смелости и объявил, что переговоры закончились безрезультатно. Итоговый документ так и не был подписан, и делегации даже не стали посещать приготовленный для них совместный обед.
«Иногда нужно просто встать и уйти с переговоров»,— заявил президент США, растерянно глядя куда-то вдаль, мимо журналистов.
«У нас были подготовлены документы, они были готовы к подписанию,— пояснил он.— Но я подумал, и мы подумали, и секретарь Помпео почувствовал, что подписать что-то не было бы хорошей идеей». Госсекретарь Майк Помпео взял слово и сообщил: «За последние 36 часов был достигнут серьезный прогресс». Но, к сожалению, сказал он, «председатель Ким не был готов дать нам больше». Тем не менее госсекретарь отметил, что настроен оптимистично и призвал дождаться, «чего обеим командам удастся достичь в ближайшие недели».
Затем Дональд Трамп ответил на вопросы журналистов. Причем никому из них он не давал задать вопрос полностью, а перебивал на полуслове даже больше, чем обычно. По его словам, главной проблемой стало то, что Ким Чен Ын требовал снять все санкции в обмен на лишь частичное ядерное разоружение. «Мы не могли пойти на это»,— пояснил президент США. По его словам, Пхеньян был готов пойти на частичное разоружение, но не в тех областях, каких хотелось бы.
Хороших новостей было две. Во-первых, Ким Чен Ын пообещал не проводить больше ядерных и ракетных испытаний. Во-вторых, он подтвердил, что существует график неких «инспекций» северокорейских ядерных объектов, причем не только тех, которые хорошо известны, но и тех, о которых широкая публика не знает. Дональд Трамп выразил уверенность, что инспекции будут очень продуктивными. Напоследок он сообщил, что не планирует ужесточать санкции против КНДР, потому что «там есть множество отличных людей и им нужно как-то жить».
Корейская правда
Поздно ночью после саммита глава МИД КНДР Ли Ён Хо вдруг решил дать пресс-конференцию, чтобы прояснить северокорейскую позицию.
По словам Ли Ён Хо, Ким Чен Ын требовал не полного, а лишь частичного снятия санкций, а взамен обещал закрыть ядерный реактор в Йонбёне. По его словам Пхеньян устроила бы отмена 5 из 11 санкционных резолюций Совбеза ООН, тех, что «подрывают гражданскую экономику и уровень жизни людей». Господин Ли уточнил, что страна готова продолжать переговоры, но ее позиция не изменится. Версии США и КНДР, таким образом, кардинально разошлись, а каких-либо новых объяснений Вашингтона на момент сдачи номера не было.
«Событие производит такое шокирующее впечатление потому, что этот саммит был настоящим, а не "фейковым", сообщил “Ъ” профессор сеульского университета Кукмин Андрей Ланьков.— Обычно саммиты имеют исключительно пиар-функции, они нужны, чтобы огласить в красивой обстановке принятые раньше на рабочем уровне решения. Здесь же стороны реально вели переговоры, и такой результат был вполне вероятен».
Основной вопрос, остающийся после ханойской встречи: какова дальнейшая стратегия Вашингтона на переговорах. Вылетая из Ханоя, Майк Помпео сообщил, что обеим сторонам «необходимо перегруппироваться» и что говорить о дате следующей встречи пока рано. Дональд Трамп не собирается вводить новые санкции, КНДР не собирается разоружаться. Нынешняя ситуация зафиксирована до тех пор, пока стороны ищут ходы, способные принести им больше, чем сопернику.
Не исключено, что храбрость северокорейского лидера на переговорах связана с поддержкой, которую Пхеньяну оказывает Китай. Ким Чен Ын прилетал в Пекин в начале января и имел возможность согласовать свои «красные линии» с председателем КНР Си Цзиньпином. Торговая война Китая и США сделала Пекин куда менее склонным поддерживать Вашингтон в его экономической блокаде КНДР, и, по информации экспертов и источников “Ъ” в Москве и Сеуле, осенью 2018 года Китай снова открыл заблокированные до того почти на год каналы контрабанды, критически важной для выживания режима. Вполне возможно, что, осознав это, Белый дом сделает восстановление жесткой линии против КНДР одним из условий разрешения торговых противоречий между Вашингтоном и Пекином.
Удар по переговорам, полагает ведущий научный сотрудник ИДВ РАН Константин Асмолов, могла нанести и внутриполитическая ситуация в США. «Бывший адвокат Дональда Трампа Майкл Коэн дает показания в суде, называя президента США расистом и аморальным типом, заставлявшим его лгать,— заявил в беседе с “Ъ” эксперт.— В этой ситуации Дональд Трамп не мог позволить себе "плохую" сделку, которая сделала бы его легкой мишенью для критики со стороны его противников. Лучше уже было остаться вообще без документа, чтобы не выглядеть продавшимся не только Владимиру Путину, но еще и Ким Чен Ыну».
Техническая часть
Некоторые американские эксперты указывает на то, что даже в нынешнем, замороженном состоянии ситуация не так уж безнадежна. Как пишет эксперт Международного института стратегических исследований Майкл Эллеман, остановка ракетных испытаний в КНДР произошла тогда, когда северокорейские ракеты еще не были способны эффективно использоваться как надежное и смертоносное оружие. Как пишет ученый, северокорейские инженеры, скорее всего, не успели собрать необходимые телеметрические данные, которые позволили бы считать межконтинентальные баллистические ракеты Hwasong-14 и Hwasong-15 полностью рабочими. Согласно практике американских и советских тестов, ракету удается правильно откалибровать только после того, как проведено порядка 16 тестов. С начала 2016 года КНДР провела 21 запуск различных ракет и только три — межконтинентальных «Хвасонов». Соответственно, подытоживает эксперт, отсутствие испытаний увеличивает защищенность США.
Эксперты портала 38North, специализирующегося на исследованиях северокорейской ракетной и ядерной программ, на основании анализа спутниковых снимков также пришли к выводу, что КНДР уже долгое время не производит ядерное топливо при помощи своего экспериментального реактора в Йонбёне. На регулярно обновляемых спутниковых снимках высокого разрешения нет следов работы генератора и охладительной системы реактора. Специалисты, впрочем, отмечают, что вокруг реактора по-прежнему ведутся активные строительные работы.
Фотогалерея
Как менялась военная риторика КНДР
Угроза применения силы — излюбленный способ всех северокорейских правителей просить и получать экономическую, финансовую и продовольственную помощь из-за рубежа. Испытания ракет и ядерные испытания очевидным образом испугали и разозлили всех соседей Северной Кореи. Ведь особенность северокорейской ракетной программы заключается в том, что, научившись запускать ракеты, в КНДР, похоже, так и не научились контролировать их дальнейший полет. И ракета может упасть на территории любого из соседних государств
Фото: Reuters
31 августа 1998 года стартовавшая с полигона на восточном побережье ракета «Пэктусан-1» вывела на околоземную орбиту спутник «Кванменсон-1», который, как отмечала местная печать, находился там около двух лет. 5 апреля 2009 года с того же полигона с помощью ракеты-носителя «Ынха-2» был произведен запуск экспериментального искусственного спутника связи «Кванменсон-2». Пхеньян объявил его успешным, однако российские средства слежения за космическим пространством обнаружить «Кванменсон-2» в космосе так и не смогли
Фото: Reuters
Обострение ситуации на Корейском полуострове, спровоцированное Северной Кореей, имеет, скорее всего, внутриполитическую подоплеку. Пропагандистская машина, призванная создать героическую биографию Ким Чон Ына, столкнулась с беспрецедентным дефицитом материала, из которого можно выстроить миф о новом великом вожде
Фото: AP / Ahn Young-joon
Именно поэтому Пхеньян не может расстаться со своей ядерной и ракетной программами. Ведь это единственные более или менее масштабные проекты, с которыми можно связать имя Ким Чон Ына
Фото: Reuters
В апреле 2012 года военные КНДР совершили запуск ракеты «Ынха-3» («Млечный путь»), приуроченный к столетию со дня рождения основателя страны Ким Ир Сена. Пуск оказался неудачным: ракета развалилась и упала в океан спустя несколько минут после старта
Фото: Reuters
Газета «Нодон Синмун», февраль 2013 года: «Маршал Ким Чон Ын... руководил летными тренировками и учениями парашютистов... Он отдал приказ объединенной войсковой части ВВС и ПВО №630 провести проверку своей боеспособности... Пилоты быстро и точно провели учения по взлету и посадке с автомобильной дороги в соответствии с боевыми условиями, придуманными маршалом». Затем последовали сообщения о руководстве морскими и сухопутными маневрами. Сообщений становилось все больше. Апофеозом стали кадры, переданные ЦТАК по всему миру, об утверждении Ким Чон Ыном плана ядерного удара по США
Фото: Reuters
Накал антиамериканской пропаганды, который отмечают сейчас наблюдатели в Северной Корее, невозможно игнорировать. Тем более что в северокорейской пропагандистской риторике появились новые мотивы. Если раньше в газетах писали о готовности погибнуть, защищая Родину, то теперь речь идет уже не о защите, а о нападении
Фото: Reuters
В 2006 году КНДР запустила в сторону США ракету «Тепходонг-2», которая упала в экономической зоне Находки
Фото: Reuters
«Нодон Синмун», 26 апреля 2013 года: «Вся мощь нашей армии достигла максимума под руководством Ким Чон Ына. Блестящий сонгунский военачальник, он приведет к победе в нынешней острейшей конфронтации с США, ядерной конфронтации XXI века. Ответим безжалостным ядерным ударом на ядерный шантаж США и полномасштабной войной на агрессию США! Это неизменная позиция нашей партии»
Фото: Reuters
Баллистические ракеты «Мусудан» были поставлены на стартовые площадки в начале апреля. Пхеньян, раздосадованный введением против него новых санкций, а также масштабными учениями США и Южной Кореи, грозил нанести удар по американским базам в регионе, Южной Корее и Японии. Считается, что «Мусудан», дальность полета которых, по оценкам западных спецслужб, достигает 4 тыс. км, могут поразить цели на островах Окинава и Гуам, где имеются крупные военные базы США. Помимо угрозы ракетного запуска Пхеньян в апреле объявил о выходе из соглашения о прекращении огня с Сеулом, а эксперты заговорили о вероятной войне на Корейском полуострове
Фото: Reuters
В мае 2013 года КНДР убрала со стартовых площадок две баллистические ракеты «Мусудан», которые Пхеньян грозил запустить по Южной Корее и базам США в регионе
Фото: Reuters
Тогда же в Желтом море начались учения ВМС США и Южной Кореи. Их целью была заявлена «подготовка к предотвращению проникновения вражеских подводных лодок». Власти КНДР назвали маневры не иначе как «враждебной акцией и военной провокацией»
Фото: AP / Wong Maye-E
В октябре 2013 года власти Северной Кореи отвергли предложение подписать договор о ненападении с США, пригрозив «ударами возмездия» и «решающей схваткой с Америкой». Новый выпад Пхеньяна был сделан в ответ на прошедшие у южного побережья Корейского полуострова военно-морские маневры США, Южной Кореи и Японии, в которых принял участие атомный авианосец George Washington. Кроме того, Пхеньян провел собственные учения ВМС, за ходом которых наблюдал северокорейский лидер Ким Чон Ын
Фото: Reuters
Отношения между Кореями особенно обострились в 2010 году, когда в Желтом море северокорейской торпедой был потоплен корвет «Чхонан» военно-морских сил Южной Кореи. Уже тогда эксперты говорили, что операция была устроена для поддержания героического образа Ким Чон Ына, который незадолго до этого получил звание генерала армии
Фото: Reuters
В апреле 2013 года Северная Корея объявила о выводе своих рабочих и остановке работы на комплексе Кэсон, когда напряженность на Корейском полуострове резко возросла. На призывы Сеула сесть за стол переговоров о возобновлении работы промзоны северокорейский министр по делам объединения Рю Гиль Чжэ ответил, что КНДР не пойдет на это «пустое и бессмысленное действие». Как пояснил господин Рю, сотрудничество было прекращено из-за совместных военных учений Южной Кореи и США у берегов Корейского полуострова. КНДР восприняло эти маневры как агрессию. Министр добавил, что Пхеньян не пойдет на переговоры, пока Сеул не откажется от «своей конфронтационной политики»
Фото: Reuters
В декабре 2013 года северокорейский лидер Ким Чон Ын выступил с новыми угрозами в адрес Южной Кореи, призвав армию быть готовой к «войне без предупреждения»
Фото: Reuters
Однако в феврале 2014 года представители КНДР и Южной Кореи впервые за семь лет провели переговоры на высоком уровне. На встрече в пограничном пункте Пханмунчжон обсуждались детали плана по воссоединению семей, разделенных Корейской войной, и двусторонние отношения, ухудшившиеся из-за планов Сеула участвовать в военных учениях США
Фото: Reuters
На случай нападения со стороны КНДР в Вашингтоне и Сеуле, по данным The New York Times, разработали несколько сценариев. Если КНДР подвергнет артобстрелу территорию Южной Кореи, с Юга последует ответный артиллерийский удар такой же силы. Если же КНДР запустит ракету, которая будет нацелена на Южную Корею, Японию или американский Гуам, ее попытаются сбить в первые секунды полета. Если же ракета улетит в море, сбивать ее не будут
Фото: Reuters
К двум существовавшим столпам северокорейской идеологии — чучхе (придуман Ким Ир Сеном) и сонгун (изобретен Ким Чен Иром) — был добавлен еще один, который приписывается уже Ким Чон Ыну,— политика параллельного развития ядерных сил и народного хозяйства страны
Фото: Reuters
«Многие годы наш экономический прогресс отставал. Нам приходилось тратить огромные людские и материальные ресурсы на укрепление обороноспособности, а не направлять все это на улучшение жизни наших людей. Но теперь у нас есть силы ядерного сдерживания»,—сообщала «Нодон Синмун», объясняя, почему развитие военной ядерной программы КНДР так необходимо для благосостояния народа: «Новая стратегическая линия — кристаллизация безграничной верности Ким Чон Ына революционному делу»
Фото: Reuters
Последние шаги Ким Чон Ына свидетельствуют: надежды на либерализацию режима, которые связывали с именем нового лидера, не оправдались. Отпрыск династии Ким избрал более привычный путь закручивания гаек и тотальной мобилизации, пытаясь превзойти в этом деда и отца
Фото: Reuters
В декабре 2015 во время посещения обновленного оружейного завода в Пхеньяне Ким Чон Ын сообщил, что у КНДР есть собственная водородная бомба. Глава Северной Кореи рассказал, что его дед Ким Чен Ир «превратил страну в мощную ядерную державу, готовую, полагаясь на свои собственные силы, взорвать атомную и водородную бомбы, чтобы защитить суверенитет и достоинство нации». 6 января 2016 года КНДР предположительно провела испытание водородного взрывного устройства. Факт мощного взрыва, вызвавшего землетрясение магнитудой 5.1 балла подтвердили источники в США и Южной Корее
Фото: Reuters / KCNA
Впрочем, очевидно, что многие страны региона, заинтересованные в решении северокорейской ядерной проблемы, были глубоко разочарованы переговорами в Ханое. Администрация президента Южной Кореи выразила «сожаление» по поводу их результата, а сам президент Мун Чжэ Ин пожелал американскому коллеге «сохранять приверженность денуклеаризации». Южнокорейские бизнесмены ожидали отмены хотя бы части санкций и открытия совместного комплекса Кэсон в КНДР, где до 2016 года многие предприятия с юга имели заводы. Когда стало понятно, что переговоры провалились, главный южнокорейский индекс Kospi просел на 1,8%.
Относительно сдержанно высказался пресс-секретарь МИД КНР Гэн Шуан, заявивший, что «нынешняя стадия переговоров очень сложная и на ней можно ожидать всего».
Рад был только премьер-министр Японии Синдзо Абэ, боявшийся, что Дональд Трамп пойдет на неприемлемые уступки КНДР.
Он позвонил и поддержал американского коллегу в его жесткой линии.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков объяснил срыв переговоров «завышенными запросными позициями сторон». «Создается впечатление, что по-прежнему не работает практика небольших взаимных шагов навстречу друг другу и проявлений гибкости на основе этих шагов»,— заметил он. В МИД РФ порекомендовали сторонам двигаться «в русле известных российско-китайских инициатив», что подразумевает постепенные небольшие шаги США и КНДР навстречу друг другу. Между тем, если подтвердится, что это именно Ким Чен Ын сорвал переговоры требованием снятия всех санкций сразу за частичные уступки,— Москве станет труднее, как раньше, утверждать, что переговорный процесс тормозится по вине Вашингтона.