Обломки и потомки
Завершился фестиваль архивного кино
В подмосковных Белых Столбах завершился XXII фестиваль архивного кино, организованный Госфильмофондом, который в этом году был богат на сюрпризы не только синефильские, но и бюрократические. О новом руководстве Госфильмофонда и шедеврах старого кино рассказывает Алексей Мокроусов.
Фестиваль архивного кино прошел после перерыва. В прошлом году команду прежнего директора Госфильмофонда Николая Бородачева обвинили в хищении 327 млн руб. Фестиваль 2018 года не состоялся. К счастью, перерыв был недолгим. И в этом году фестиваль вернулся с находками из архивов, тематическими циклами и отреставрированным кино.
В реставрации нуждаются даже фильмы 1990-х. Так, негатив фильма «Облако-рай» (1990) Николая Досталя затерялся во Франции, его реставрировали вместе с режиссером и оператором. Недавно нашли и считавшийся утерянным пермский «Оранжевый джаз» (1993) Александра Исупова, редкий пример нового кино в провинции.
Прошли показы памяти основателя фестиваля Владимира Дмитриева (среди лент с участием его любимой актрисы Брижит Бардо — выдающаяся «Истина» Анри-Жоржа Клузо). Но главными циклами фестиваля стали «Пианино и пианисты» и «Шестидесятые» — серебряный век советской культуры, сформировавший взгляды многих из тех, кто начинал перестройку. «До свидания, мальчики» (1964), «Случай из следственной практики» (1968), «Личная жизнь Кузяева Валентина» (1967) — это кино говорит об эпохе не меньше поэзии Александра Межирова и прозы Андрея Битова.
Настоящей энциклопедией культуры выглядят и фильмы 1930-х. Так, слова антишпионской песни к короткометражке «Пограничная сторожевая» (1939) написал футурист Сергей Алымов, знаменитый поэт Харбина, неудачно вернувшийся на родину в 1920-х. После ареста он попал на Беломорканал, редактировал газету «Перековка». По легенде, за него вступились литераторы, приехавшие писать книгу о радости быть заключенным. Алымова выпустили.
Вряд ли поэт предполагал, что сегодня его песня звучит издевательски. Вероятно, и Фридрих Эрмлер не подозревал, что иные сцены фрейдистского «Обломка империи» (1929) будут выглядеть иронично. Реставрация картины, восхваляющей новые времена, куда попадает солдат, надолго потерявший память, продолжалась семь лет. В считавшейся основной копии Госфильмофонда не хватало, как выяснилось, хрестоматийных кадров распятого Христа в противогазе. Образ, цитирующий гравюры экспрессиониста Георга Гросса, был известен по фотографиям из прессы, но отсутствовал в самой ленте. Худрук фестиваля Петр Багров сравнил копии из девяти архивов, отобрал три самые полные и по ним вместе со специалистами голландского музея кино EYE и Фестиваля немого кино в Сан-Франциско восстановил картину. На фестивале ее показали в сопровождении музыки Владимира Дешевова (1889–1955), звучавшей в 1929-м.
Прокофьев посвятил ему Скерцо, но, услышав Дешевова в 1927-м, заметил: «Если предварительно условиться, что он не метит в значительные композиторы, то его слушать очень приятно». Так можно сказать и о музыке к «Обломку империи». Здесь много цитат, от первой симфонии Шостаковича и четвертой Бетховена до «Завода» Мосолова. Для фестиваля дирижер симфонического оркестра «Таврический» Михаил Голиков привел партитуру в порядок (сохранились лишь клавир и оркестровые голоса, и то не все), и премьера прошла на ура. В конце марта фильм покажут в Москве и Петербурге, где продолжатся показы фестиваля.
Продолжатся, если с Госфильмофондом ничего не произойдет. В день открытия нынешнего фестиваля Минкульт уволил его руководство, бывший замминистра культуры по финансам Николай Малаков стал главой, директор Музея кино Лариса Солоницына — первым замом. По имеющейся у “Ъ” информации назначения связаны с обсуждением объединения архива, музея и Библиотеки киноискусства имени Эйзенштейна. Такое объединение вряд ли пойдет на пользу организациям с совершенно разными задачами и аудиториями.