«Арктик СПГ-2» пока обойдется буксирами
Заказ портового ледокола для проекта отложен
Как стало известно “Ъ”, «Атомфлот» решил пока не заказывать портовый ледокол для обслуживания проекта по сжижению газа «Арктик СПГ». Оператор решил подождать результатов эксплуатации головного ледокола «Обь», строящегося для «Ямал СПГ» за $98 млн, сдача которого перенесена на май. При этом обсуждается возможность замены ледокола на его гибрид с буксиром — по мнению источников “Ъ” и экспертов, такой вариант мог бы сократить затраты на строительство судов и персонал.
«Росатом» и НОВАТЭК решили повременить с объявлением конкурса на строительство ледокола «Обь-2» в рамках проекта «Портофлот» для завода по сжижению газа «Арктик СПГ-2», говорят несколько источников “Ъ” в отрасли. Проект предполагает обслуживание танкеров-газовозов в порту в условиях сложной ледовой обстановки. «Атомфлот» уже реализует подобный проект для завода «Ямал СПГ». Его общая стоимость, по данным “Ъ”, составляет $205,5 млн, из которых $45 млн — средства «Атомфлота», а остальное приходится на кредит ВТБ. В проект помимо портового ледокола «Обь» входят два ледовых буксира класса Arc4 «Пур» и «Тамбей» и два ледокольных буксира Arc6 «Юрибей» и «Надым». Строительство буксиров осуществляет «Краншип» в Краснодарском крае.
1,5 метра
составляет максимальная толщина льда, который может проходить ледокол «Обь» на скорости 2 узла
В конце прошлого года источники “Ъ” говорили, что конкурс на строительство портового ледокола для «Арктик СПГ-2» должен быть объявлен до конца года. Но теперь собеседники “Ъ” говорят, что решение может быть принято по итогам эксплуатации «Оби» для проекта «Ямал СПГ». Ледокол еще не введен, его строительством занимается входящий в Объединенную судостроительную корпорацию Выборгский завод. Контракт был заключен в 2015 году за $97,7 млн. Судно должно было быть сдано в эксплуатацию в 2018 году, но из-за проблем с поставщиками и подрядчиками сроки сдачи перенесены на май 2019 года.
Есть идея строить проект «Портофлот-2» в три этапа, исходя из темпов строительства «Арктик СПГ-2», рассказывают собеседники “Ъ”, при этом на первых порах предполагается обойтись без ледокола. Сейчас понятно, что зимой в Сабетте нужны минимум три единицы — портовый ледокол и два буксира, рассказывает один из источников “Ъ”. На период строительства «Арктик СПГ» достаточно одного ледового и одного ледокольного буксира. Решение по первому этапу должно быть принято в ближайшие два месяца, а контракт может быть заключен летом, полагает собеседник “Ъ”. Через год-полтора нужно строить еще два буксира, и за это время «Атомфлот» рассчитывает понять, что делать с портовым ледоколом, заключает он.
По словам собеседников “Ъ”, также рассматривается идея построить гибрид ледокола и буксира, который бы по ледопроходимости смог сравниться с портовым ледоколом. Такой вариант может быть выгодным не только с точки зрения стоимости, но и сокращения экипажа: на портовом ледоколе работают 22–24 человека, а на буксире — шесть-семь.
В «Росатоме» подтвердили обсуждение проекта, но от комментариев отказались, «поскольку договорных отношений пока нет». В НОВАТЭКе сообщили, что работают с «Атомфлотом» над формированием оптимального состава портового флота с учетом опыта проекта «Ямал СПГ».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что решение дождаться сдачи ледокола «Обь» и оценить результаты его работы непосредственно в Обской губе вполне обоснованно. Он полагает, что разработка проекта буксира с повышенным ледовым классом может быть очень перспективной, учитывая возможности оптимизации расходов и сроков строительства флота обеспечения СПГ-проектов НОВАТЭКа. Это не только позволит сократить капитальные затраты по проекту «Портофлот» на 15–20%, но и снизит текущие издержки за счет оптимизации численности персонала, заключает господин Бурмистров.