Расписание недели

22–28 марта


выставка

Александр Джикия. Минойская серия

«Крокин-галерея»
до 14 апреля

Фото: Крокин галерея

Мало кто из мастеров современного искусства так глубоко проникся духом комикса, свойственным искусству Древней Греции, будь то минойские фрески или росписи краснофигурных ваз, как Александр Джикия. Однако Джикия не стал переводить античный комикс на язык «Астерикса и Обеликса» и сохранил верность высокому эллинскому слогу.


выставка

Дарья Неретина. Природа вещей

Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре
21 марта — 21 апреля

Фото: Дарья Неретина / предоставлено ММСИ

Тридцатилетняя художница Дарья Неретина, учившаяся художественной керамике в Строгановке и современному искусству в ИПСИ и «Свободных мастерских», счастливо избежала вполне возможного при таких университетах раздвоения личности и сумела превратить фарфор в материал концептуального искусства. Стадии растительной жизни как метафора творческого процесса — в тотальной инсталляции из фарфоровой скульптуры, графики и найденных природных объектов и веществ.


концерт

Sofi Tukker

«Известия Hall»
22 марта, 19.30

Фото: ZUMA Wire/ТАСС

Выступление Sofi Tukker должно было состояться в новом концертном зале «19–30», но его ввод в строй затянулся — и группа выступит в «Известия Hall», куда все ее поклонники конечно же не поместятся. Софи Хоуи-Вельд и Такер Халперн поют на разных языках и играют в разных стилях. В прошлом году они выпустили дебютный альбом «Treehouse», но к моменту его выхода Sofi Tukker все уже знали благодаря песне «Best Friend», которая участвовала в презентации iPhone X и в игре «FIFA 18». Sofi Tukker — тот случай, когда говорят о «поп-музыке с человеческим лицом», но в наше время таких дерзких, фонтанирующих креативом музыкантов почему-то сразу отправляют на полку «альтернатива».


опера

Телефон / Медиум

Большой театр (Камерная сцена)
22, 23, 24 марта, 19.00

Молодой режиссер Александр Молочников успешно поставил в МХТ три спектакля на историческую тему — от декабристов до революции. Теперь он дебютирует на Камерной сцене Большого театра с двумя одноактными операми итало-американского композитора Джана Карло Менотти. Обе оперы на нашей сцене почти никогда не шли, в обеих речь идет о странности человеческого общения: кому-то живого человека заменяют духи, кому-то — телефонная трубка. Стоит особенно отметить, что сценограф спектакля — архитектор Сергей Чобан, уже работавший с Молочниковым в МХТ, причем крайне удачно.


выставка

Komar & Melamid

Московский музей современного искусства на Петровке
22 марта — 9 июня

Фото: Собрание Шалвы Бреуса

Первая в России большая ретроспектива дуэта Komar & Melamid, дуэта, к сожалению, покойного, притом что оба участника, Виталий Комар и Александр Меламид, живы и здравствуют. Около 200 работ из музеев и частных коллекций — все 36 лет совместной жизни в искусстве, в СССР и США — по ту и другую стороны культурного фронта Холодной войны. Выставку курирует Андрей Ерофеев (в роли сокуратора — Иосиф Бакштейн), главный специалист по соц-арту и политическому искусству в России. И хотя термин «соц-арт» действительно на совести Komar & Melamid, искусство этого двуглавого художника было, возможно, самым западным и несоветским из всего, что было создано в глубоком подполье за железным занавесом. Чистое conceptual art, ну разве что с легким московским акцентом.


выставка

Головой о стену. Живопись и графика Б. А. Голополосова 1920–1930-х годов

Третьяковская галерея на Крымском Валу
22 марта — 2 июня

Фото: Частное собрание

Апокрифический и легендарный, в годы Большого террора изгнанный за «формализм» из МОССХа и из искусства, Борис Голополосов (1900–1983) наконец-то дождался первой персональной музейной выставки. 40 картин и 80 рисунков — из самой Третьяковки, музеев Архангельска и Вологды, частных коллекций и собрания семьи художника. К выставке обещают издать каталог, где впервые опубликуют архивные материалы, позволяющие понять, почему в творчестве правоверного ленинца-вхутемасовца в 1938-м появляется «психологический сюжет» (авторское определение жанра картины) «Человек стукается о стену» и как художника можно заставить замолчать на несколько десятилетий.


выставка

Jumbo Love© Генрих Худяков

Московский музей современного искусства на Петровке
22 марта — 19 мая

Фото: предоставлено пресс-службой ММСИ

Еще один полузабытый герой андерграунда Генрих Худяков (1930–2019) возвращается на родину — первой персональной выставкой, которую курирует Виталий Пацюков и оформляет Константин Ларин. Подпольный поэт, звезда московского самиздата, в 1974-м Генрих Худяков эмигрировал в США, где сделался художником, трансформировав свои литературные наклонности к перформативному чтению и производству авторских книг в визуальную эстетику, рожденную атмосферой East Village. Объекты, от картин-коллажей до арт-одежды, книга художника, видеоинтервью и акустические перформансы, фотографии и прочие документы жизни, прожитой как художественный жест, все это — из собрания Tabakman Collection.


фильм

Сулейман Гора

Кинотеатр «Каро 11 Октябрь»
25 марта, 20.00

Фото: Aitysh Film,Laeto Films,Virtual Kick Studio

История жизни бедной киргизской семьи: мужчины, двух его жен и сына. Дебютный фильм Елизаветы Стишовой по сценарию Алены Хмельницкой, спродюсированный Еленой Яцурой,— женский взгляд на постсоветское патриархальное общество, застывшее в периоде полураспада. «Сулейман Гора» получила главный приз программы «Восток-Запад» МКФ в Карловых Варах, а исполнительница главной роли Перизат Эрманбетова — приз за лучшую женскую роль в конкурсе фестиваля дебютного кино «Движение».


спектакль

Боженька

«Гоголь-центр»
27 и 28 марта, 20.30

Фото: предоставлено пресс-службой театра

Пока Кирилл Серебренников выпускает спектакли в условиях домашнего ареста, его актеры дебютируют в режиссуре. Фильм Александра Горчилина «Кислота» был отмечен «Кинотавром» как лучший дебют, а Никита Кукушкин поставил спектакль «Боженька» по пьесе Валерия Печейкина на сцене «Гоголь-центра». Название спектакля рифмуется с идущим здесь же «(М)учеником» самого Серебренникова, но фотографии с премьеры и краткая аннотация скорее позволяют ожидать хармсовского абсурда в его новодрамовском варианте.


выставка

Семен Файбисович. Ретроспектива

Третьяковская галерея на Крымском Валу
с 27 марта — 28 июля

Фото: предоставлено пресс-службой ГТГ

Ретроспектива Семена Файбисовича, приуроченная к 70-летию одинокого, вне групп и направлений, художника московского андерграунда. В экспозицию войдет более ста картин — будут представлены все живописные серии, с начала 1980-х до середины 2010-х.

Подробнее — в интервью Семена Файбисовича


фильм

Мы

с 28 марта

Фото: UPI

Джордан Пил, обладатель «Оскара» за лучший сценарий к своему дебютному хоррору «Прочь», снова снял хоррор с социальной подоплекой: черная американская семья приезжает на отдых и сталкивается с собственными кровавыми двойниками, которые начинают преследовать героев с не очень ясной поначалу целью. В отличие от «Прочь», где простые ответы на ужасные вопросы изящно раскрывались в финале, на этот раз Пил не спешит объясниться со зрителями, так что «Мы» уже сравнивают с фильмами Кубрика или Шьямалана, интерпретации которых до сих пор вызывают жаркие споры на фанатских форумах и тематических сайтах.


фильм

Парк развлечений

с 28 марта

Фото: Capella Film

Очередная вольная экранизация Шекспира, снятая шведскими режиссерами Монсом Морлиндом и Бьорном Стейном, сценаристами сериала «Мост». В Стокгольме 1940-х юноша и девушка из враждующих семей влюбляются друг в друга вопреки родительской воле. Семьи зарабатывают на парках развлечений, поэтому механические аттракционы и ловкие фокусники соперничают тут с настоящей магией и волшебством. Ретромелодрама, в которой авторы признаются в любви визионерству База Лурмана (имея в виду скорее даже «Мулен Руж», чем «Ромео + Джульетту»), «Амели» Жан-Пьера Жёне и даже Йосу Стеллингу времен «Стрелочника».


концерт

Севара

Конгресс-центр им. Г.В. Плеханова
28 марта, 19.00

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

О Севаре Назархан давно ничего не было слышно. Узбекская певица, очаровавшая когда-то самого Питера Гейбриела, а в другой своей жизни — зрителей российского «Голоса», жила себе в Лондоне, наслаждалась материнством и неспешно работала над безымянным произведением, которое называла «городской оперой». Опера по-прежнему в работе, но вот совсем недавно у Севары вышли подряд два альбома: новые песни на узбекском языке («2019») и сборник кавер-версий («Кавер-альбом»). По этому поводу певица решила напомнить о себе российской публике и теперь готовится к концерту в Москве.


фильм

Дамбо

с 28 марта

Фото: WDSSPR

Очередная киноадаптация диснеевской классики — на этот раз истории про летающего циркового слоненка Дамбо, снятая Тимом Бёртоном, который, между прочим, начинал как художник на студии Уолта Диснея. От сюжета оригинального мультфильма 1941 года в «Дамбо» остались только большие уши CGI-слоненка, из-за которых он становится сначала всеобщим посмешищем, а затем — всеобщим любимцем. В фильме Бёртона всякий норовит монетизировать дар свободного полета, нисколько не заботясь при этом об интересах его обладателя, и только бывшая цирковая звезда Холт Фэрриет (Колин Фаррелл) вместе со своими детьми Милли и Джо пытаются этому помешать. Предприимчивых злодеев в «Дамбо» играют Майкл Китон и Дэнни Де Вито.


фильм

Микеланджело. Бесконечность

с 28 марта

Фото: «ПилотКино»

Настоящий научно-популярный аттракцион, рассказывающий о жизни и творчестве Микеланджело Буонарроти. Вместо говорящих голов искусствоведов и экспертов в качестве рассказчиков выступают сам Микеланджело, а также Джорджо Вазари, сыгранные актерами Энрико Ло Версо и Ивано Марескотти. На экране с помощью спецэффектов воссоздаются живописные и скульптурные шедевры Микеланджело — картина номинировалась на национальную кинопремию Италии за лучшие визуальные эффекты.


фильм

Кёртиц

«Каро 11 Октябрь»
28 марта, 20.00

Фото: Halluci-Nation, JUNO11 Pictures, Sparks

В программу 5-го фестиваля венгерского кино Cifra вошел «Кёртиц» Тамаша Ивана Тополянски, байопик автора легендарной «Касабланки». Представляя производство «Касабланки» как акт войны режиссера с фашистским режимом в Германии, Тополянски выдает желаемое за действительное. А о действительном сопротивлении Кёртица почему-то умалчивает.

Подробнее — Михаил Трофименков


фильм

Асса

с 28 марта

Фото: предоставлено Каро Арт

В повторный прокат выходит культовый фильм о противостоянии мальчика Бананана (Сергей Бугаев «Африка»), кудрявого нонконформиста, олицетворявшего собой все новое и хорошее, с Андреем Валентиновичем Крымовым (Станислав Говорухин), респектабельным символом мерзостей наступающего времени. Премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ в 1987 году стала кульминационным культурным событием перестройки, а музыка «Аквариума» и финальная песня Виктора Цоя «Перемен» обеспечили ему место в вечности и истории страны, но его собственно кинематографические достоинства все это время оставались в тени его исторической значимости.

Подробнее — Станислав Ф. Ростоцкий


фильм

Пляжный бездельник

с 28 марта

Фото: Парадиз

Фильм Хармони Корина, режиссера-трикстера, чьи маргинальные герои разговаривали с высоколобой фестивальной публикой, как правило, отборным матом. В новом фильме Корин сменил интонацию, но не словарь — и предлагает ответить безвоздушной эпохе позднего капитализма счастливым идиотизмом радостного безделья.

Подробнее — Денис Рузаев

Вся лента