Китай обнадежил зарубежные фирмы
Парламент КНР принял новый закон об иностранных инвестициях и пообещал защитить интеллектуальную собственность
В Китае завершились «две сессии», ежегодная встреча двухпалатного парламента, основной смысл которой — придать юридическую легитимность принятым без участия парламентариев законам. Ключевую роль на ней уделили экономике и борьбе с последствиями торговой войны с США. Был принят новый закон об иностранных инвестициях, понижены до 6% ожидания от темпов роста ВВП и усилена защита интеллектуальной собственности иностранных фирм. Глава правительства Синьцзяна прокомментировал ситуацию с «лагерями перевоспитания». Некоторые парламентарии также раскритиковали заявление премьер-министра Ли Кэцяна о «прогрессе» в инфраструктурной инициативе «Пояс и путь», а бывший министр финансов Лоу Цзивэй назвал проект «Сделано в Китае 2025» «пустой тратой денег налогоплательщиков».
Ежегодные «две сессии» — традиционно лишенное интриги мероприятие. Китайский парламент построен по принципу советского: он не принимает решения, а символизирует единство народа и Коммунистической партии, управляющей страной. Случая, чтобы парламентарии Всекитайского собрания народных представителей (собственно парламент) и Народно-политического консультативного совета Китая (НПКСК, аналог Общественной палаты в России, который часто рассматривается в качестве второй палаты) отклонили предложенный исполнительной властью законопроект, за всю историю Китайской Народной Республики с 1949 года еще не было. Тем не менее на ежегодном заседании обычно излагаются ключевые планы на следующий год и вступают в силу реформы, оказывающие реальное влияние на экономику страны.
Главное событие на «двух сессиях» — доклад премьер-министра парламенту. В этом году премьер Госсовета КНР Ли Кэцян пообещал, что правительство «будет придерживаться ориентированного на рынок реформистского мышления». Целевые показатели роста ВВП на 2019 год составили от 6% до 6,5%, что в относительных цифрах наименьшая величина за десятилетия. Впрочем, замедления роста это не означает: в абсолютных цифрах китайская экономика прирастет при выполнении 6-процентного показателя на $734 млрд (приблизительно одна Саудовская Аравия).
Цифры немедленно вызвали скепсис ряда западных экономистов. Выступая в Шанхае после объявления целевых показателей, работающий в Пекинском университете американский экономист Майкл Петтис заявил, что реальный рост ВВП в Китае в последние несколько лет «вполовину ниже заявленного».
«Если вы принимаете во внимание объемы "плохих долгов", висящих на китайских провинциях и предприятиях, вы поймете, что рост ВВП просто не может достигать 6–7%»,— заявил господин Петтис.
Несмотря на обещания правительства перестать накачивать экономику непроизводительными кредитами, которые госпредприятия и региональные власти часто вкладывают в провальные проекты, в январе общая сумма кредитов достигла $685 млрд. Премьер, как и годом ранее, сообщил, что правительство работает над поиском модели роста без постоянного кредитования, и пообещал, что налоги на бизнес будут в 2019 году снижены.
Торговая война между США и КНР, оказывающая прямое влияние на состояние экономики страны, в речах выступавших практически не упоминалась, но ее влияние отчетливо чувствовалось.
Очень много внимания было уделено главной претензии Вашингтона — воровству интеллектуальной собственности китайскими компаниями, которое те якобы осуществляют при поддержке Пекина. На «двух сессиях» был одобрен новый закон об иностранных инвестициях (вступит в силу 1 января 2020 года), согласно которому чиновникам надлежит «строго хранить секреты иностранных компаний» и вводится уголовная ответственность за их передачу коммерческим фирмам.
Иностранным компаниям также обещаны полностью равные условия работы в Китае, будь то торговля или оказание услуг.
Чиновникам будет запрещено принуждать иностранные компании к передаче технологий при открытии совместных предприятий с китайцами. Существование ранее такой практики было одной из основных претензий к Китаю президента США Дональда Трампа.
Хроника торговой войны США и Китая
Глава Верховного народного суда Китая Чжоу Цян также сообщил, что в 2018 году китайские суды рассмотрели на 40% больше дел о воровстве интеллектуальной собственности, чем в 2017 году. 8325 человек, по его словам, понесли наказание за эти преступления.
Глава правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района Шохрат Закир прокомментировал на мероприятии «лагеря перевоспитания», где, по данным правозащитников и органов ООН, содержится без суда и следствия до 1 млн мусульман. По его словам, число содержащихся там людей «будет становиться все меньше и меньше и, возможно, в один прекрасный день необходимость в них отпадет». Он, впрочем, отказался сообщить, сколько человек содержится в лагерях, заявив лишь, что их общее число «куда меньше, чем раздутая цифра 1 млн человек». Она, напомним, появилась в августе 2018 года в докладе экспертов Комитета ООН по правам человека.
Неожиданно много для парламента советского типа было высказано критики в адрес внешнеполитических инициатив Пекина.
Гонконгская газета South China Morning Post приводит слова одного из членов НПКСК, бывшего дипломата Е Дабо, не согласившегося с тем, что инфраструктурный проект «Пояс и путь» в прошлом году, как сказал Ли Кэцян, «достиг важного прогресса». «Это небольшое преувеличение,— неожиданно сообщил он на открытой для журналистов сессии.— Были успехи, но было и много неудач, сотрудничество идет только по нескольким проектам, оно отнюдь не всеобъемлющее».
Еще более жестко отозвался о планах Пекина бывший министр финансов Лоу Цзивэй, теперь тоже член НПКСК. Он раскритиковал амбициозный проект «Сделано в Китае 2025», назвав его «пустой тратой денег налогоплательщиков». «Правительство хочет, чтобы китайские компании заняли ведущие позиции в ряде ключевых отраслей, но развитие этих отраслей совершенно непредсказуемо,— заявил господин Лоу.— Зачем строить планы на то, что невозможно предсказать?» В конце он заявил, что «выступал против проекта с самого начала».
Как Китай ищет способы поддержки экономики
Власти Китая понизили ориентир роста экономики страны в 2019 году до 6–6,5%. При этом, как следует из рабочего доклада премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, для достижения и такого показателя экономике потребуются стимулирующие меры. Ими станут, в частности, снижение ставок налога на добавленную стоимость и расширение заимствований под инфраструктурные проекты.